Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
Подростковый возраст
Девочки-подростки приобретают нетрадиционные
для своего пола навыки слесарного труда.
Ориентация на выполнение той или другой половой роли в подростковом
возрасте выражена еще сильнее, чем у детей. То, что раньше воспринималось
как игра или репетиция будущего поведения, становится реальностью.
Правила усложняются, а наказание за отступление от "общепринятых
норм" становится все тяжелее.
Мальчику-подростку приходится следовать трем основным правилам.
Во-первых, стремиться к успехам в спорте. Во-вторых, проявлять
интерес к девочкам и вопросам секса. В-третьих, не выказывать
"девчачьих" свойств или интересов. Если в этом возрасте мальчик
слишком явно пренебрегает названными правилами, он может вызвать
град насмешек в свой адрес; более того, на него могут смотреть
как на потенциального гомосексуалиста. Многие родители возражают
против преподавания домоводства в школе, полагая, что изучение
данного предмета может ослабить мужское начало в их сыновьях и
даже привести к "сексуальным отклонениям" (Spence, Helmreich,
1978). На самом деле никаких вредных с психологической точки зрения
последствий такой опыт не имеет.
Девочки-подростки сталкиваются совсем с другими проблемами. Согласно
традиционным представлениям, конечной целью в жизни женщины является
замужество и материнство, а не карьера и самостоятельность. В
связи с этим первостепенное значение приобретают привлекательность
для лиц противоположного пола и умение проявить соответствующие
качества. Система школьного обучения побуждает девочку-подростка
ориентироваться на приобретение навыков ведения домашнего хозяйства
или работы секретарши, а не стремиться получить какую-либо престижную
профессию. Из общения со сверстниками и родителями она выносит
убеждение, что успехи в учебе никак не сочетаются с женственностью
(Weitzman, 1975; Frieze et al., 1978; Zong Laws, 1979). Однако
положение начинает меняться. По мере того как в обществе растет
уважение к женщинам, сделавшим карьеру, все больше и больше девушек
стремится получить высшее образование и хорошую работу.
Одним из факторов, влияющих на выбор женщины рода занятий, служит
"страх успеха", т.е. боязнь быть отвергнутой мужчинами, если успех
будет достигнут (Ногпег, 1972; Shaffer, 1981). Такие опасения
не лишены оснований, поскольку успешная деятельность женщин на
том или ином поприще зачастую "отпугивает" от нее менее удачливых
мужчин и, следовательно, уменьшает шансы на замужество (Frieze
et al., 1978).
В подростковом возрасте девушки получают недостаточно четкое
представление о взаимосвязи между женственностью и сексуальностью.
Известно, что традиционное представление о половом поведении женщины
укладывается в формулу: "порядочные девушки так не поступают",
а если поступают, то должны испытывать чувство вины. В то же время
главная прелесть женственности состоит в сексуальности и именно
сексуальная привлекательность служит ее критерием. Но коль скоро
женственности придают такое значение, логично столь же высоко
ценить сексуальную активность! Тем не менее большинство людей,
допуская многочисленные сексуальные связи для мужчин, осуждают
женщину, имеющую более одного партнера.
С течением времени традиционные стереотипы полового поведения
начинают отвергаться подростками. Теперь девушки гораздо чаще
назначают свидание юношам, чем это случалось лет 20 назад; более
того, нередко они сами настаивают на сексуальной близости. Многих
молодых людей это устраивает, но есть и такие, кто лучше чувствует
себя в рамках традиционных сексуальных отношений, кого напористость
в женщине просто пугает. Один 17-летний юноша выразил это в следующих
словах: "Мне не нравится, что кто-то управляет мной и вообще,
что я должен делать, если девушка хочет секса, а я не в настроении?".
(Из картотеки авторов.)
На наших глазах стираются грани между устремлениями мужчин и
женщин в таких сферах жизни, как спорт, образование или служебная
карьера; изменился стиль одежды; во многих учебных заведениях,
где раньше практиковалось раздельное обучение мужчин и женщин,
оно стало совместным. Тем не менее нельзя забывать, что старые
представления о половой роли продолжают оказывать влияние на подростков;
это лишний раз подчеркивает, что настоящее есть в значительной
степени продукт прошлого.
|