СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Слепота и глухота

Инструктор рассказывает двум слепым о беременности, используя пластмассовые модели. Такого рода половое воспитание крайне важно для людей, лишенных тех или иных органов чувств.

У людей, слепых и глухих от рождения (или с очень раннего возраста), представления о сексе, приобретаемые обычно в детстве и в отрочестве, возникают гораздо позднее. Слепой от рождения, будучи лишен возможности рассмотреть различные формы человеческого тела, как прикрытые одеждой, так и обнаженные, нередко плохо представляет себе анатомические соотношения и связи между разными частями тела. (Один 15-летний мальчик был крайне удивлен, узнав, что груди у женщин находятся не прямо над талией, а несколько выше.) Люди, глухие от рождения, часто с трудом постигают смысл таких абстрактных понятий, как мужской пол, родство или интимная близость (Fitz Gerald, Fitz Gerald, 1977). Поскольку лишь в редких случаях родители глухих детей способны достаточно эффективно общаться с ними с помощью азбуки глухонемых, получить половое воспитание дома этим детям часто бывает затруднительно.

Ни слепота, ни глухота сами по себе никак не нарушают способность человека реагировать на сексуальные стимулы. Однако сексуальное невежество многих глухих или слепых может предопределить возникновение у них сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Этому может способствовать также их искаженное представление о человеческом теле, а у многих, кроме того, невысокое мнение о самих себе. Поскольку слепые лишены тех зрительных впечатлений, от которых так зависит сексуальное поведение большинства из нас, а глухим довольно трудно общаться с другими людьми, возникновение упомянутых проблем вполне понятно.

В настоящее время разработаны программы полового воспитания для глухих и слепых. В большинстве таких программ обращается внимание на социальные и биологические аспекты сексуальности и широко используются инновационные методы обучения. Например, слепым дают в руки презервативы, тампоны, упаковки противозачаточных таблеток и вибраторы, с тем чтобы они ознакомились с этими предметами наощупь. Более того, в Европе осязательным методом пользуются иногда на занятиях анатомией, проводимых на живых обнаженных моделях (Helsinga, 1974). Половое воспитание глухих во многих случаях ведется преподавателями, владеющими азбукой глухонемых, и с использованием специальных наглядных пособий.