СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

ВЫВОДЫ

1. Половое развитие начинается еще до рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Половые хромосомы (XY у мужчин; XX у женщин) обеспечивают генетическое программирование половой дифференцировки.

2. Рост яичек начинается примерно с шестой недели после зачатия. Затем яички продуцируют тестостерон (он стимулирует рост вольфовых протоков) и вещество, ингибирующее развитие мюллеровых протоков и вызывающее атрофию структур, которые могли бы развиться в женскую половую систему. Для нормальной половой дифференцировки по мужскому типу необходимо, чтобы тестостерон и детерминирующий фактор яичек присутствовали в нужных количествах на определенном этапе развития организма.

3. Для половой дифференцировки по женскому типу не требуется гормональная стимуляция. Яичники развиваются в течение двенадцатой недели беременности. Мюллеровы протоки дают начало матке, маточным трубам и верхней трети влагалища.

4. Пренатальная половая дифференцировка у обоих полов затрагивает всю репродуктивную систему и определенные структуры головного мозга.

5. К числу нарушений полового развития в пренатальном периоде относятся хромосомные расстройства (47, XXY - синдром Клайнфельтера, 45, X - синдром Тернера), мужской и женский ложный гермафродитизм (в частности адреногенитальный синдром и синдром тестикулярной феминизации) и расстройства, обусловленные применением гормональных средств во время беременности.

6. Свойственные мужчинам и женщинам половые рефлексы имеются уже в младенческом и детском возрасте, за исключением эякуляции у мальчиков. Уровень половых гормонов в этом возрасте невысок.

7. Во время полового созревания усиливается образование половых гормонов, происходит рывок роста, окончательное формирование внутренних половых органов и наружных гениталий, развитие вторичных половых признаков. У девочек начинаются менструации, рост молочных желез и лобковых волос. У мальчиков появляется способность к эякуляции, понижается тембр голоса, начинается рост волос на теле и лице, происходит формирование мышечной массы. Сроки и продолжительность полового созревания сильно варьируют.

Вопросы для размышления

1. Родители однояйцовых мальчиков-близнецов после квалифицированной консультации по поводу травмы одного из детей, решили изменить его половую принадлежность. Они посчитали более целесообразным воспитывать этого ребенка как девочку (осознавая, что ни хирургические операции, ни гормональная терапия не сделают ее способной к деторождению), нежели иметь мальчика без полового члена. Отвлекаясь от исхода данного случая, согласны ли вы с мотивировкой такого решения? Почему да или нет? С какими проблемами пришлось бы столкнуться родителям и ребенку, если бы последний воспитывался как мальчик без полового члена?

2. Современное общество в целом с сочувствием относится к детям с врожденными дефектами, однако аномалии половых органов все еще считаются постыдными. Согласны ли вы с таким отношением и, если да, чем вы его объясняете?

3. Дети с врожденным синдромом Доминиканской республики изменяют свою половую принадлежность с женской на мужскую с началом роста полового члена в период полового созревания. Чем это можно объяснить, учитывая, что обычно лица с ложным гермафродитизмом склонны сохранять принадлежность к полу, в котором они воспитаны, независимо от характера физических изменений в результате полового созревания?

4. Если бы вам стало известно, что ваша внешне нормальная подруга или любовница имеет хромосомный набор XY и страдает синдромом тестикулярной феминизации, изменилось бы ваше отношение к ней?

5. Каковы обычные ощущения девочки при первом появлении менструаций? Как себя чувствуют мальчики, впервые испытавшие поллюции? Как должны реагировать родители на признаки таких явлений?

6. Какие выводы можно сделать из факта влияния половых гормонов на дифференцировку мозга? Почему оно предполагает разное анатомическое строение мозга мужчин и женщин?