ВЫВОДЫ
1. Человек от рождения наделен биологическим потенциалом для
сексуального поведения. Реализация этого потенциала в последующей
жизни определяется культурой общества, в котором живет человек.
Этнологи изучают, как разные общества формируют сексуальность
своих членов.
2. Среди человеческих сообществ существуют большое различие
форм сексуального поведения и отношения к ним. Этнологи описали
обусловленные культурой вариации эротического стимулирования,
положений для коитуса и стандартов красоты.
3. Во всех обществах существуют правила инцеста, запрещающие
секс между определенными родственниками, но решение, каких родственников
касается это табу, варьирует. Теоретики пытаются объяснить
запрет инцеста с разных точек зрения: биологической, социологической
и культурной, но пока нет согласия, какое из объяснений наилучшее.
4. Общества отличаютя тем, как они относятся к сексуальности
молодых и как организуют брачные союзы. Этнологи демонстрируют,
что экономическая и политическая организация конкретного общества
оказывает большое влияние на проявление сексуальности его членов.
5. Общества отличаются отношением к гомосексуальному поведению
и тем, какой смысл они придают такому поведению. У народности
азанде мужской гомосексуализм представляет собой реакцию неудовлетворенной
плоти на дефицит женщин, тогда как самбия полагают, что гомосексуальное
поведение необходимо для превращения мальчика в мужчину. Эти примеры
показывают, что не во всех обществах формируются такие же представления
о взаимосвязи между половой идентичностью, эротической ориентацией
и половой ролью, как у большинства американцев.
6. Поскольку чувства и переживания людей следует рассматривать
через призму культуры и традиций, смысл сексуального поведения
всегда выходит за рамки секса как такового.
7. Многие общества используют сексуальное поведение или сексуальные
темы в ритуалах. Использование таких тем часто можно предсказать,
исходя из социальной организации общества.
8. Секс среди людей часто противопоставляют сексуальному поведению
животных. Ученые-приматологи обнаружили, что сексуальное поведение
обезьян Старого Света и человекоподобных обезьян (apes) в определенной
степени не зависит от гормонального контроля; следовательно, сексуальность
этих животных гораздо сложнее, чем полагали прежде.
Вопросы для размышления
1. Как вы думаете, имеют ли исследования, касающиеся сексуального
поведения приматов какое-либо отношение к нашему пониманию человеческой
сексуальности? Объясните, почему?
2. Этнологическая наука соотносит обычаи и традиции любого народа
с его религией и верованиями. Могут ли быть одни культуры "хорошими",
а другие "плохими"? Была ли наша собственная культура иногда "лучше",
а иногда "хуже" с точки зрения ее отношения к различной сексуальной
практике?
3. Наше общество живет по законам моногамного брака, а полигамия
преследуется в уголовном порядке. Как повлияло на наши представления
широкое распространение практики сожительства, а также большое
число разводов?
4. Приведите примеры сексуальной практики, которые наше общество
считает нормальными либо аномальными, хотя такая оценка в действительности
- лишь порождение нашей культуры.
5. Можно ли считать наше общество организованным по типу родовых
кланов?
6. Должен ли влиять на наше отношение к педофилии тот факт, что
некоторые общества одобряют секс между взрослыми и детьми и даже
считают его необходимым?