Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
ПРАВИЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
В любом обществе правила, регулирующие половую активность, включают
отношения, которые этнологи именуют термином "брак". Хотя большинство
ученых полагают, что брак существует у всех народов, смысл, который
они вкладывают в это понятие, варьирует. Вот, например, одно из
тщательно сформулированных определений.
Брак - сделка с заключением контракта, в котором персона
(мужчина, корпоративно [юридическое лицо] или индивидуально,
лично или по доверенности) устанавливает постоянное право
на привилегию сексуального доступа к женщине - эта привилегия
имеет приоритет перед правами других претендентов до тех
пор, пока не закончится контракт, заключенный при данной
сделке - и в котором подразумеваемая женщина имеет право
рожать детей. (Goodenough, 1970, с. 12-13).
|
Свадебные ритуалы в некоторых обществах: корейская
церемония, Соединенные Штаты (вверху); родственницы жениха танцуют,
приветствуя невесту, в церемонии бедуинов, Египет (в центре);
индуистская церемония, Суринам (внизу).
Трудно узнать в этом определении брак в понимании Запада! В нашем
обсуждении мы обойдем вопрос о точной формулировке и в дальнейшем
будем исходить из предположения, что в каждом обществе есть некие
отношения, которые легко распознаются как брачный союз.
В исследованиях, посвященных браку, большое внимание уделяется
вопросу о том, почему в одних обществах человеку позволено иметь
одновременно более одного супруга (полигамия), тогда как в других
это запрещено. Мэрдок при обследовании 862 обществ обнаружил,
что в 83% из них мужчине позволено иметь более одной жены сразу
(полиги-ния), причем у большинства только одна жена, но у некоторых
жен много. В выборке Мэрдок представлены только четыре сообщества,
где женщины имели право заключать брак более чем с одним мужчиной
в одно время (полиандрия). В 16% обследованных популяций узаконен
моногамный брак. Большинство моногамных культур разрешают повторные
бракосочетания после развода или смерти супруга (последовательная
моногамия), но у некоторых народов повторные браки запрещены.
Барри и Шлегель (Barry, Schlegel, 1984) обнаружили, что на правила
о количестве жен у мужчины существенно влияют экономическая и
политическая системы общества. В обществах технологически и политически
простых обычно разрешена полигиния, хотя в племенах, живущих за
счет охоты и сбора даров природы, много жен имеют лишь единицы.
И наоборот, в индустриальных обществах нормой является моногамия,
хотя некоторые мужчины поддерживают неформальные, похожие на брак
отношения более чем с одной женщиной одновременно.
Наиболее полную теорию полигамии предложил Эмбер (Ember 1974,
1984/85), который отмечает, что во многих доиндустриальных обществах
войны приводили к избытку женщин. В этом случае рождаемость может
расти только в условиях полигинии. Эмбер показал также, что в
обществе, где обычна полигиния, средний возраст первого вступления
в брак для мужчин примерно на семь лет выше, чем возраст первого
замужества у женщин. По его мнению, это можно объяснить тем, что
военизированное общество задерживает брак у мужчин до тех пор,
пока они по возрасту не выйдут из основной призывной группы: ведь
жена воина может быть родом из враждебного лагеря и переживаемые
им родственные чувства могут сказаться на его бойцовских качествах.
Согласно теории Эмбер, в социально расслоенных обществах с интенсивно
развитыми сельским хозяйством и промышленностью полигамия должна
встречаться редко, поскольку соотношение полов в них более сбалансировано.
К тому же одинокие женщины в таких странах могут жить и воспитывать
детей без поддержки мужчин. Некоторые теоретики-экономисты утверждают,
что очень немногие мужчины в индустриальных обществах могут позволить
себе содержать одновременно более одной семьи, но этот аргумент
не объясняет, почему в таких культурах часто получают одобрение
законы, запрещающие полигинию.
В обществах, где дозволена полигиния, более распространены внебрачные
половые связи, чем в моногамных культурах (Broude и Green, 1976).
С другой стороны, степень полигинии не выявляет связи с частотой
мужской или женской добрачной сексуальной активности. Причина
большей распространенности внебрачных половых отношений в обществах
с полигинией не ясна, но, возможно, это связано с важностью женского
труда в этих обществах. Мужчина может иметь много жен, но поскольку
они работают, он не может постоянно контролировать их. Другим
фактором, увеличивающим частоту внебрачного секса в некоторых
культурах с полигинией, является то, что мужчины часто позволяют
братьям или другим кровным родственникам-мужчинам иметь связь
со своими женами. Это может продолжаться до тех пор, пока муж
не отдаст жену своему родственнику или же последний не найдет
себе жену сам.
Во многих человеческих сообществах мужчине позволено
иметь несколько жен одновременно. На снимке полигамная семья с
Мальдивских островов в Индийском океане.
В человеческих сообществах возможны и многие другие варианты
правил брака. Например, иногда требуется находить партнеров для
брака вне данной группы людей или деревни (экзогамия), тогда как
в других обществах необходимо найти супруга в своей группе или
деревне (эндогамия). У некоторых народов принято заключать брак
с особой, принадлежащей к определенной категории родства, например
с двоюродной сестрой по материнской линии или только с двоюродной
сестрой по отцовской линии. Происхождение и функции этих различных
правил брачных союзов остаются предметом обсуждения среди этнологов.
|