СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 



../index.html

Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Умственная отсталость

Еще совсем недавно считалось, что люди с задержкой умственного развития либо асексуальны (т.е. находятся в состоянии детской наивности), либо совершенно подвластны импульсам и неспособны управлять своими примитивными сексуальными устремлениями. Эти вымыслы в сочетании с привычным нежеланием считать умственно отсталых полноправными гражданами приводили к тому, что сама постановка вопроса о сексуальности умственно отсталых вызывала возмущение и негодование. Это отношение в последние годы изменилось, но в свое время оно проявлялось, в частности, в том, что нередко проводилась принудительная стерилизация психически неполноценных взрослых или даже подростков с целью лишить их возможности оставлять потомство (несмотря на отсутствие данных о передаче по наследству большинства форм умственной отсталости).

Важно представлять себе, что умственно отсталые люди различаются по своим способностям к обучению, эмоциональной стабильности, навыкам жизни в обществе и способности к независимому существованию. Например, при слабых формах умственной отсталости люди способны обучаться, часто занимаются созидательным трудом, вступают в брак и растят детей. Их жизнь часто ничем не отличается от жизни "нормальных" людей и их обычно бывает нетрудно обучить ответственному сексуальному поведению (Monat, 1982). При умеренной отсталости люди не так легко вписываются в наше общество и чаще ведут себя по-детски как в сексуальной, так и в других сферах жизни. Они нередко вызывают опасения и тревогу у окружающих, мастурбируя или раздеваясь в общественных местах, ведут себя агрессивно или безрассудно в проявлениях любви к другим людям, и во многих случаях их приходится постоянно держать под наблюдением или ограничивать их свободу, чтобы обеспечить им безопасность и благополучие. Тем не менее они все же способны приобрести довольно много сведений о сексуальности и деторожении; например, им можно объяснить, как происходит зачатие, что такое менструация (и что при этом следует делать), как справляться со своими сексуальными порывами при помощи мастурбации (но не на глазах у всех, а уединившись). Их можно также научить не нарушать права других людей и объяснить, как избежать сексуального насилия. При сильно выраженной умственной отсталости возникают проблемы другого порядка: человека гораздо труднее чему-то научить, и часто он способен лишь к самым зачаточным формам общения; таких людей для их собственной безопасности лучше всего содержать в специальных учреждениях.

Главный способ научить умственно отсталых справляться со своими сексуальными чувствами и выражать свои сексуальные желания состоит в соответствующем половом воспитании. Как отмечает Кэмптон (Kempton, 1978), "умственно отсталые люди нуждаются в половом воспитании больше, чем кто-либо другой, потому что они не могут узнать о сексуальных аспектах жизни от друзей, из книг или наблюдая за поведением других людей и им гораздо труднее, чем здоровым, отделить реальность от вымысла" (см. с. 133 ). Кроме того, им не всегда ясны причинно-следственные связи; например, они могут не знать, что результатом полового акта бывает беременность. По мнению некоторых родителей, имеющих умственно неполноценных детей, половое воспитание лишь направляет мысли детей в нежелательную сторону; однако, судя по имеющимся данным, сокрытие от детей информации о сексе не удерживает их от половой активности, а половое воспитание вовсе не приводит к безответственному половому поведению; на самом деле результаты скорее всего будут прямо противоположными (Kempton, 1978; Monat, 1982).

Обсуждаемая проблема имеет еще целый ряд аспектов, которые мы не будем здесь обсуждать. К числу таких тем относятся:

1. Создание для умственно отсталых, живущих в специальных лечебных учреждениях, возможности уединяться.

2. Обеспечение умственно отсталых подходящими противозачаточными средствами. (Для умственно отсталых сексуально активных женщин больше всего подходит ВМС. Противозачаточными таблетками способны пользоваться женщины лишь со слабо выраженной умственной отсталостью. Презервативы, диафрагмы и пены обычно не подходят, так как в большинстве случаев их забывают использовать, а многие просто не могут этому научиться.)

3. Умственно отсталые лица должны иметь возможность при желании вступать в брак или длительную половую связь.