Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
Христианство
Христианские учения нередко умалчивали или негативно высказывались
о сексе. Действительно, многие люди полагали (и до сих полагают),
что у христиан слово "секс" чаще всего соседствует с отрицанием
"не...". Как уже говорилось в гл.
1, первые христиане были евреями, и их взгляды на отношения
полов перешли к ним от иудаизма. Однако ранние ученики Иисуса,
по-видимому, находились под сильным влиянием греков, отличавших
физическую любовь от любви как духовного переживания. Этот подход
резко контрастировал с представлением иудеев, согласно которому
тело и душа - взаимодополняющие части человеческой природы, а
не антагонистические противоположности. Поскольку апостолы ожидали
также, что Иисус в недалеком будущем возвратится на Землю, чтобы
принести людям спасение (1 Посл. к Фессалоникийцам, 5; 1 Посл.
к Каринфянам, 7:29 и далее), некоторые из раннехристианских суждений
о сексе, которые представляются сейсас негативными, тогда, вероятно,
мыслились как временные ограничения (Kosnik et al., 1977; Nelson,
1978). Несколькими столетиями позже св. Августин, полагавший,
что секс изначально осквернен первородным грехом, пришел к выводу
о греховности всякого полового акта, даже между супругами (см.
гл. 1). Не забывая об этих исторических моментах, мы теперь
обратимся к современным христианским представлениям о сексуальных
отношениях.
КАТОЛИЦИЗМ
Позиция католической церкви базируется не только на текстах Старого
и Нового Завета, но и на высказываниях римских пап. Сексуальная
активность в браке заслуживает одобрения, поскольку она нужна
для продолжения рода, но все другие формы секса осуждаются.
В 1976 г. Священная Конгрегация издала декларацию о Догматах
Веры. В этом тексте, получившем одобрение Папы, католическая позиция
по вопросам секса была изложена несколько подробнее. Здесь говорилось:
"В настоящее время моральное разложение усилилось, и одним из
важнейших проявлений этого стал неудержимый рост половой распущенности".
Далее отмечалось следующее:
1. Неверно рассматривать библейские высказывания о сексе как
"проявления определенной культуры в определенный исторический
период". Таким образом, церковные учения прошлых веков и сегодня
сохраняют свою полную силу, независимо от того как изменилось
человеческое общество.
2. Даже между помолвленными, которые испытывают сильные взаимные
чувства, сексуальная активность греховна, ибо "всякий генитальный
акт допустим только в рамках брака".
3. Все гомосексуальные акты "по своей сущности предосудительны",
однако гомосексуальная ориентация без совершения таких актов
сама по себе не составляет греха.
4. Мастурбация, хотя в Библии нет ее специального осуждения,
представляет "серьезное нарушение морали".
5. Целомудрие (сохранение девственности или мужское безбрачие)
добродетельно не только потому, что позволяет избежать греха,
но и потому, что ведет к достижению высших духовных благ.
В дополнение к сказанному католическая церковь запрещает развод
(за исключением особых обстоятельств) и применение искусственных
методов контрацепции (т.е. всех, кроме полового воздержания или
учета естественного ритма овуляции).
В наши дни многие представители католического духовенства полагают,
что некоторые из приведенных суждений устарели, и выражают серьезные
сомнения в их обоснованности. Например, в 1977 г. авторы исследования,
проведенного по поручению Американского католического теологического
общества, рекомендовали при моральной оценке всякой сексуальной
активности выяснять, способствует ли она освобождению личности,
обогащает ли партнера, является ли честной, социально ответственной,
жизненно полезной, доставляет ли радость. "Если такие качества
имеются, то можно с достаточной уверенностью оценить соответствующую
половую активность как здоровую и нравственную" (Kosnik et al.,
1977).
Епископы США и Канады на конференции по вопросам сексуальных
отношений в 1981 г. отмечали, что, хотя эти отношения приводят
к рождению детей, их главная роль "связана с самореализацией личности".
Кроме того, преподобный Бенедикт Эшли критиковал церковь за то,
что она "не смогла дать людям реалистичные сочувственные ответы
на их действительные проблемы"; он высказал мнение, что у человека
неразрывная связь между сексом и продолжением рода отнюдь не очевидна
(Schaeffer, 1981). Однако, когда папа Иоанн Павел II осенью 1980
г. провел в Риме совет епископов, то "это собрание, в котором
преобладало влияние Ватикана, подтвердило приоритет законов перед
сочувствием" (Murphy, 1981), вопреки надеждам на то, что церковь
изменит свои позиции по некоторым важнейшим вопросам в области
секса.
За несколько месяцев до этой конференции папа Иоанн
Павел II вызвал сенсацию, сказав, что мужчина повинен
в "мысленном прелюбодеянии", если смотрит на свою жену
с вожделением (The New York Times, Oct. 10, 1980). Хотя
позже папа объяснил, что хотел лишь освободить женщин
от унизительной роли сексуальных объектов, многие поняли
его слова в том смысле, что даже нормальное половое влечение
между супругами греховно в глазах церкви.
|
В 1983 г. Ватикан обнародовал ряд общих установок относительно
полового воспитания, где в основном подтверждал запреты, провозглашенные
в декларации 1976 г., еще раз объявляя мастурбацию "существенным
нарушением морали", а внебрачные половые связи - "тяжелым грехом"
(The New York Times, Dec. 2,1983). Согласно этим установкам, главную
ответственность за половое воспитание детей несут родители, но
помогать такому воспитанию и дополнять его могут школы.
В 1987 г. церковь высказалась практически против всех современных
методов, используемых для преодоления бесплодия, включая искусственное
осеменение, экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантизм как отдельная ветвь христианства возникла в XVII
в., когда Мартин Лютер и его последователи откололись от католической
церкви. Лютер отверг многие элементы католицизма, так как полагал,
что спасение легко доступно для грешника и не зависит от праведности
людей. Он описывал этот процесс как "спасение через веру". Поэтому
самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось то,
что Лютер не признавал безбрачия как пути в рай. Он поощрял вступление
пасторов и монахинь в брак, считая, что эти люди не наделены особыми
божественными полномочиями, что нет никакого религиозного смысла
в стремлении отдельного человека к особенной святости и что секс
- естественный элемент человеческой жизни.
В других отношениях протестантская реформация сохранила традиционные
христианские взгляды по вопросам секса. Супружеская измена, мастурбация
и гомосексуальные действия по-прежнему считались греховными, а
брак рассматривался как пожизненное обязательство. Полагали, что
эти нормы необходимы для обуздания греха и беззакония, но их соблюдение
не рассматривалось как путь к спасению души. Жан Кальвин (1509-1564)
создал еще одно направление, согласно которому упорядоченное развитие
общественной жизни, включая половые отношения, служило прославлению
Бога в благодарность за дарованную возможность спасения.
Индивидуализм в идеях Лютера и Кальвина послужил основой для
формирования ряда направлений внутри протестантизма. В результате
сегодня мы имеем множество ветвей (деноминаций) с чрезвычайным
разнообразием взглядов по вопросам пола. При этом различия мнений
в пределах одной ветви почти так же велики, как и между ветвями.
В протестантизме обычно различают консервативные, умеренные и
либеральные направления. К консервативной группе принадлежат фундаменталисты,
которые считают, что истинный христианин должен строго придерживаться
определенного набора фундаментальных (по их мнению) положений
библейского учения. К этой группе относятся и евангелисты, хотя
они требуют такой же степени приверженности определенному комплексу
верований. Позиции таких групп по вопросам пола - неприятие абортов
и добрачного секса, скептицизм в отношении контрацепции, резко
отрицательное отношение к разводу, осуждение гомосексуализма -
мало чем отличаются от позиций католической церкви. Что касается
умеренного протестантизма, то он придает большое значение христианскому
воспитанию, при котором детей учат быть христианами и чувствовать
ценность веры в Христа. В области секса воззрения членов этой
группы могут несколько различаться. Обычно умеренные протестанты
не отвергают абортов, не склонны однозначно осуждать добрачные
половые связи, признают полезность контрацепции для общества и
отдельных людей, полагают, что развод часто бывает меньшим злом,
чем тяготы неудачного брака, и более терпимо относятся к гомосексуализму.
Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд
на мир и человеческую жизнь, который опирается на разум и исторические
традиции веры. Они не считают Библию непогрешимым источником истины,
а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни.
Поэтому либералам может быть доступно совершенно новое понимание
многих вопросов, связанных с сексом.
Некоторые группы протестантов полностью придерживаются в этой
области традиционных взглядов. Например, Свидетели Иеговы стремятся
буквально следовать Библии и находить в ней все правила сексуального
поведения. Противоположную крайнюю позицию занимает Унитарно-универсалистская
ассоциация - она утверждает гуманистические ценности и уважает
религиозные традиции лишь в той мере, в какой они способствуют
всесторонней самореализации человека. По мнению этой группы, подходы
к вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новых
знаний и современного жизненного опыта.
Лишь очень немногие ветви протестантизма могут быть четко определены
как консервативные, умеренные или либеральные. Есть консервативные
и либеральные пресвитериане, консервативные и либеральные квакеры.
Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движении против
абортов с римской католической церковью, а некоторые баптисты-либералы
находятся в первых рядах борцов за права гомосексуалистов. Обе
группы считают, что их позиции в области секса имеют корни в истории
их веры, и тем не менее эти позиции диаметрально противоположны.
В результате борьбы за пересмотр моральных ценностей многие видные
протестанты были вовлечены в полемику по вопросам секса; другие
протестанты реагируют лишь тем, что постепенно, мало-помалу становятся
более открытыми для новых идей. Никто сейчас не может предсказать
исхода всех столкновений и перемен, и только одно несомненно:
расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет.
|