Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
КУЛЬТУРА И СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Демонстрируя различия в организации сексуальности человека в
разных обществах, этнологи стремятся идентифицировать социальные
факторы, детерминирующие специфическую для каждого общества модель.
(Как мы говорили в предыдущем разделе, например, запрет добрачного
секса обычно характерен для технологически развитых обществ.)
Некоторые этнологи, однако, не просто сравнивают эти модели в
различных культурах, они концентрируют внимание на смысле различных
форм сексуального поведения и установок в отношении к ним в каждом
обществе. Отвечая на вопрос, почему именно так ведут себя в сексуальном
плане представители того или иного сообщества, мы можем понять,
как культурные и социальные факторы организуют сексуальные отношения
людей.
Девиз таких этнологов - "Секс всегда имеет глубокий смысл", то
есть в любом обществе, сексуальность, кроме биологической, репродуктивной
роли, имеет социальное и культурное значение. Деление сексуальных
отношений на пристойные и непристойные, специфических половых
актов на нормальные и патологические всегда переносится на несексуальные
области, например, половые роли и образ жизни. Таким образом,
не бывает бессмысленного секса. Даже кратчайшее половое общение
незнакомых людей вынуждает их размышлять на темы культуры, например
о различии между сексом в браке и вне его, между ролью женщины
и мужчины в обществе (даже при гомосексуальном поведении) и т.д.
Даже если пара не обсуждает вслух эти проблемы, они влияют на
их взаимодействие, поскольку затрагивают все, от способа использования
их тел для удовлетворения себя и партнера, до того, что они будут
думать о данном половом акте и друг о друге после завершения физической
части акта.
Примером такого рода исследования служит изучение позиций, используемых
в гетеросексуальных половых актах. Как отмечалось ранее, общества
различаются по оценке того, какие из этих позиций естественные,
а какие - неестественные. В решении человека использовать только
общепринятую позу, попробовать реже употребляемую или перейти
к той, которая считается неестественной, заключается большой смысл.
Выбор позы для секса никогда не бывает лишь вопросом об использовании
тел для достижения взаимного полового удовлетворения.
Анализируя быт и нравы легального публичного дома на окраине
Куско (Перу), к интересным выводам пришла Катрин Арнолд (Katherine
Arnold, 1977). В борделе мужчине позволено выбирать позиции, которые
он никогда бы не использовал со своей женой. Естественной для
полового сношения, по мнению местных жителей, является позиция,
когда женщина снимает только свои трусики, а мужчина, тоже одетый,
лежит на ней. "Естественная" позиция - единственный способ секса
для супружеских пар и, как полагает Арнолд, в борделях Куско вплоть
до 1970 г. клиентам также предлагалась лишь эта позиция. Однако
впоследствии некоторые проститутки начали предлагать секс в "позах",
что подразумевает практически любой его вариант, отличный от "естественного".
Среди них фелляция; коитус, когда женщина сидит на коленях мужчины;
половое сношение сзади и при положении женщины сверху. Самая важная
символическая особенность "поз" связана с тем, что ни одна добродетельная
жена исполнять их не будет, ибо они - признак нездорового полового
влечения к ней. Как можно ожидать, "позы" в публичных домах стоят
дороже, чем секс в "естественной" позиции.
В основе различия между "естественной" позицией при коитусе и
"позами" лежит (и поддерживает его) комплекс свойственных данной
культуре представлений о природе мужчин и женщин. В перуанском
обществе идеал мужчины - "мачо", то есть энергичный, мужественный
человек, настоящий мужчина. Он должен быть хорошим мужем, обеспечивать
и защищать свою семью (особенно сексуальную честь своих сестер
и/или дочерей). Своим поведением он должен доказывать другим мужчинам
свое соответствие образу мачо. Он должен пить больше, шутить смешнее,
смеяться громче, тратить деньги щедрее, быстрее набрасываться
на обидчика и проявлять большее совершенство в сексе по сравнению
с другими мужчинами. Тех, кто не демострирует таким образом своих
мужских качеств, относят к категории "мансо" (manso), что значит
ручное, домашнее животное.
К сексуальности женщин перуанская культура относится в некоторой
степени двусмысленно и содержит два женских образа. Моральным
идеалом является непорочная или асексуальная женщина. Сексуальность
такой женщины контролируют ее родственники-мужчины или, если она
замужем, ее муж. Жена не должна проявлять слишком большого интереса
к сексу, ибо это характерно для другого типа женщин, проституток.
Единственной приемлемой позицией при половом общении для непроституток
является "естественная". Женщины, соответствующие моральному идеалу,
женственны, послушны, верны и привязаны к дому. Поскольку муж
"одомашнивает" сексуальность своей жены, последнюю относят к типу
мансо. Таким образом, мужчину, которого называют мансо, другие
мужчины считают покорным, женственным, домашним.
Эпитет "мачо" обычно относится к мужчинам, но и женщин оценивают
по шкале от "мачо" до "мансо". Относительно непорочных женщин
и покорных жен, проститутки, работающие в борделе, очевидно, "мачо".
Поскольку они экономически не зависят от мужчин, эти женщины не
привязаны к дому. В соответствии с культурными традициями, мужчины-"мачо"
всегда интересуются сексом и способны на подвиги, демонстрирующие
их сексуальное совершенство. Эти представления приложимы также
и к женщинам, относимым к категории "мачо". Подобный мужскому
интерес к сексу этих женщин отчасти символизируется их готовностью
заниматься сексом в "неприличных" позах, чего никогда не сделает
домашняя женщина.
Кроме того, в перуанском обществе противопоставление секса в
"естественной" позиции и в "позах" переплетается с более общими
концепциями о природе мужчин и женщин. Арнолд показывает, что
мужчины идут в публичный дом, чтобы участвовать в "оргиях" и доказать
всем другим присутствующим мужчинам, что они мачо. Проститутки
поддерживают их в этом стремлении.
Существуют два способа подтвердить репутацию мачо: быть первым
среди мужчин (побеждать в драках, больше всех пить, тратить денег,
громче всех смеяться) и верховенствовать над женщинами, доказывая
свое сексуальное мастерство. Нанять проститутку для мужчины в
определенном смысле означает подтвердить свой статус "мачо". Дополнительная
плата за "позы" увеличивает репутацию мужчины как щедро тратящего
деньги и, кроме того, что еще важнее, многие "позы" вынуждают
мужчину применить силу, чтобы справиться с сексуальным мачо проститутки.
Мужчина, успешно демонстрирующий свое сексуальное мастерство в
таких пугающе опасных условиях, должен быть истинным мачо.
Работа Арнолд показывает, какой большой смысл может иметь на
первый взгляд простое сексуальное поведение, подобное визиту к
проститутке. Хотя автор не представила данных по этому вопросу,
можно предположить, что сексуальные позиции существенно влияют
на чувство удовольствия, получаемое мужчиной от полового акта.
Удовлетворение от обычного секса со своей женой, должно значительно
отличаться от наслаждения с примесью греха, возникающего, когда
мужчина нанимает проститутку для "поз". Обе вовлеченные в этот
процесс женщины также должны совершенно по-разному переживать
секс, но у нас нет никаких данных об этом.
Девиз "Секс всегда имеет глубокий смысл" означает, что, хотя
биология человеческой сексуальности остается постоянной, переживания
людей все время меняются. Представляется, что приемы секса и чувства,
испытываемые в процессе полового акта, в сегодняшней Англии отличаются
от таковых во времена Шекспира. Изменение культуры - постоянный
процесс в человеческих сообществах, хотя скорость этого изменения
в разных обществах варьирует. Этнологов интересует, как это изменение
воздействует на культурные модели сексуальности. В некоторых случаях
небольшие изменения сексуального поведения могут оказать большое
влияние на другие области культуры. Примером может служить описание
камаков, живущих на острове Спеце в Греции (Richard Deutsch, 1987).
Камаки (дословно, трезубый рыболовный гарпун для ловли рыбы) -
это мужчина, который охотится (гоняется, преследует, ухаживает)
за женщинами-туристками. Его цель - заставить роскошелиться туристку
во время ее остановки на острове. Камаки надеется на сексуальные
отношения, однако престиж его растет, даже если он не спит с женщиной,
которая оплачивает счета. Мужчин привлекает резкое различие между
местными греческими женщинами и женщинами, проводящими свой отпуск
на острове (как правило, это представительницы рабочего класса
Британии). Местные женщины никогда не вступают в сексуальные отношения
до брака и даже после вступления в брак не проявляют большого
интереса к сексу. Женщины-туристки сексуально доступны и готовы
выполнять половые акты, на которые не соглашаются греческие женщины
(например, фелляцию).
Феномену камаков на Спеце меньше 20 лет, и лишь четверть мужчин
20-30 лет занимаются таким "промыслом". Тем не менее новая модель
поведения оказала большое влияние на отношения между полами. Местные
женщины жалуются, что холостяки игнорируют их, концентрируя внимание
на женщинах-туристках; более того, многие на них женятся. Уроженкам
острова стало труднее выйти замуж. Женщины, которым не удается
найти местного жениха, часто заключают браки с мужчинами из Афин,
но приданое, которого требуют их семьи, часто выше, чем то, которое
запрашивают на острове Спеце. К сожалению, невыясненным остался
вопрос, повлияли ли камаки и как именно на сексуальные отношения
между местными супружескими парами, но несомненно, контраст между
"одомашненной" сексуальностью жены и "дикой" сексуальностью женщин-туристок
влияет на особенности жизни мужчины в браке, если он однажды был
камаки. (Заметьте, что туристки также могут мысленно сопоставлять
сексуальность камаки с сексуальностью мужчин-соотечественников.)
Напряженные отношения, создаваемые сексуальной доступностью женщин-туристок
несомненно приведут к еще большим изменениям формы и содержания
сексуальных отношений на Спеце.
|