Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
Факторы, влияющие на отношение общества к гомосексуальности
Этнологи идентифицировали ряд факторов, влияющих на отношение
общества к мужскому гомосексуальному поведению. Вернер (Werner,
1979) обнаружил, что в тех культурах, где хотя бы часть популяции
вовлекалась в гомосексуальное поведение, часто разрешены аборты
и убийство новорожденных. Напротив, культуры, запрещающие любой
вид гомосексуального поведения, не приемлют ни абортов, ни детоубийства.
По мнению Вернера, социальные установки в отношении к гомосексуальности
связаны с заботой о размере популяции. В малочисленных сообществах
гомосексуализм, аборт и детоубийство запрещены. Если общество
беспокоит перенаселенность, эти три типа поведения разрешено проявлять
открыто. Выводы, сделанные Вернером, помогают объяснить исторические
изменения установок в индустриальных обществах в отношении гомосексуальности.
По данным Рейса (I. Reiss, 1986), высокая распространенность
мужского гомосексуального поведения в обществе коррелирует с очень
малым участием отца в воспитании детей. В таких обществах мальчикам
трудно научиться играть соответствующую их мужскому полу роль,
поскольку они слишком мало контактируют со своими отцами или другими
взрослыми мужчинами (Chodorow, 1978). В этом случае возможно широкое
распространение мужских гомосексуальных связей по одному из двух
путей. В тех обществах, где гомосексуальное поведение не запрещено,
мальчики, которым трудно ощущать себя мужчиной (имеются затруднения
с мужской самоидентификацией), могут отказаться от свойственной
мужчинам гете-росексуальности и обратиться к гомосексуальному
поведению. Второй путь выявляется в тех обществах, где мужское
превосходство базируется на существовании активных групп мужчин,
связанных кровным родством. В таких сообществах большинство мужчин
гетеросексуалы, но они используют гомосексуальное поведение для
того, чтобы подчеркнуть некую избранность своей группы.
Работы Рейса (1986) и Вернера (1979) демонстрируют некоторые
возможные объяснения вариации социальных установок в отношении
гомосексуального поведения. Другой аспект межкультурных различий
обнаруживается в традиции противопоставления гетеросексуального
и гомосексуального поведения.
ТРАДИЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Большинство американцев убеждены, что люди рождаются мужчинами
или женщинами, и "естественно" желают сексуальных отношений с
лицами противоположного пола. Гомосексуальное поведение рассматривается
как альтернатива, неприемлемая для гетеросексуального большинства,
и каждый человек выбирает для себя лишь один из видов поведения,
избегая другого, кроме случаев попадания в экстраординарные условия
(например, заключение в тюрьму). (Хотя в настоящее время многие
люди имеют понятие о бисексуальности, это не играет большой роли
в концепции о взаимоотношении между гомосексуальным и гетеросексуальным
поведением, которого придерживаются большинство американцев.)
Несмотря на широкую известность представлений о различии между
половой ролью и эротическим предпочтением или между транссексуализмом,
трансвестизмом и гомосексуальностью, для американской культуры
наиболее традиционно считать естественным совпадение половой роли,
эротического предпочтения и сексуального поведения. Таким образом,
когда мужчина добровольно ведет себя как гомосексуал, считают,
что он либо более женственен, либо менее мужественен, чем мужчина-гетеросексуал.
Обычным убеждением американцев является и представление о том,
что гомосексуальное поведение - результат заболевания или моральной
депривации.
ТРАДИЦИИ НАРОДНОСТИ АЗАНДЕ
У некоторых народов принято разделять биологический пол, эротическое
предпочтение, половую роль и сексуальное поведение. Например,
в традициях многих обществ обнаружена тенденция отделять понятия
биологический пол и эротическое предпочтение от сексуального поведения
и определять сексуальное поведение в зависимости от возраста и
половой роли. Такая традиция была характерна для африканской народности
азанде до ее покорения Британией (Evans-Pritchard, 1970,1971).
У азанде было мало свободных женщин, так как мужчины могли иметь
более одной жены. В результате некоторые мужчины для сексуального
удовлетворения были вынуждены обращаться к мастурбации (что не
считалось позорным) или брать себе в "жены" мальчиков в возрасте
12-20 лет. Родителям мальчика "муж" должен был платить выкуп и
вести себя с ними так, как положено покорному зятю (муж дочери).
Если мальчик провел ночь с другим мужчиной, его "муж" мог потребовать
немедленно заплатить за нарушение супружеской верности. Мальчик
выполнял все работы по дому и сохранению имущества, которые обычно
выполняла женщина. Пара спала вместе ночью и занималась сексом,
при этом "муж" вставлял свой пенис между бедрами мальчика. Эванс-Притгард
отмечает, что азанде испытывали отвращение к идее о коитусе через
анус. В его сообщении нет упоминания об орально-генитальном сексе,
кроме того мальчик, по-видимому, не менялся сексуальными ролями
с "мужем".
Когда мальчик-жена достигал зрелости, он становился воином и
покидал своего мужа, вероятно, чтобы жениться на женщине. Если
не удавалось найти подходящую женщину или заплатить выкуп за невесту,
он мог жениться на юном мальчике. Бывший муж мальчика мог взять
в жены другого мальчика или, если был способен заплатить выкуп,
женщину. Если мужчина был примерным зятем, его тесть и теща могли
отдать ему вместо своего сына одну из своих дочерей. После женитьбы
на женщинах мужчины больше не возвращались к гомосексуальному
поведению.
Обычай брать в жены мальчика у азанде - ситуация, когда несовершеннолетние
мужчины вовлекались в гомосексуальные связи, имея гетеросексуальное
эротическое предпочтение (хотя некоторые из них могли иметь и
гомосексуальное предпочтение). В этом обществе таких мужчин не
считали биологически или морально извращенными. Мальчик-жена играл
женскую роль до тех пор, пока не становился воином, в этот момент
жизни он полностью переключался на диктуемую его полом роль мужчины.
К гомосексуальному поведению в основном относились как к замене
гетеросексуального поведения, к сожалению необходимой из-за нехватки
женщин.
Занимавшихся гомосексуализмом мужчин азанде не клеймили позором,
а считали, что такая их половая активность не имеет большого значения;
мужской гомосексуализм был не более, чем способом снять сексуальное
напряжение. Совсем иначе относились у азанде к женскому гомосексуальному
поведению. Считалось, что если в большой по-лигиничной семье муж
не имеет со своими женами полового контакта достаточно часто,
чтобы снимать их сексуальное напряжение, женщины могут обращаться
друг к другу по поводу секса, но их отношения каким-то сверхъестественным
путем способны привести к смерти их мужа. Представители народности
азанде полагали, что мужской гомосексуализм не влияет на будущее
сексуальное поведение ни мужа, ни его мальчика-жены, но если в
гомосексуальные связи вовлекаются женщины, они и далее будут продолжать
этим заниматься, поскольку обучаются самостоятельно получать сексуальное
удовлетворение.
МЕЛАНЕЗИЙСКАЯ МОДЕЛЬ
Третья культурная традиция (модель) гомосексуального поведения
иллюстрируется некоторыми меланезийскими сообществами, в которых
гомосексуальная активность рассматривается как необходимая для
подготовки мужчины к гетеросексуальному половому общению (Herdt,
1981, 1984). У некоторых из этих народностей предполагалось, что
единственный способ для мальчика вырасти в зрелого и активного
взрослого, способного выполнять свою мужскую роль в жизни, - принимать
сперму старшего мужчины. Идея о том, что гомосексуальное поведение
необходимо, чтобы стать полноценным взрослым мужчиной, не имеет
ничего общего ни с общепринятой американской моделью, согласно
которой гомосексуальное поведение обычно мешает как гетеросексуальному
поведению, так и полноценному выполнению мужской роли в обществе,
ни с традицией азанде, где на гомосексуальное поведение смотрят
лишь как на простую альтернативу гетеросексуальной активности,
не оказывающую какого-либо значительного влияния на постоянную
половую жизнь.
Меланезийское общество с присущим ему ритуальным гомосексуальным
поведением мужчин лучше всего описал Хердт (Herdt 1981, 1986).
Он изучал традиции народности самбия в Новой Гвинее. Оказалось,
что представители этой народности разделены на воюющие между собой
группы. Воинственность - основная отличительная черта мужчин самбия.
Они видят в женщинах желанных половых партнеров, однако считают,
что секс с ними ослабляет мужчину и подрывает его способность
наиболее полно выразить свою мужскую сущность. Одной из причин
такого антагонизма между мужчинами и женщинами у самбия, возможно,
является то, что жены часто происходили из вражеских групп.
Ключом к разгадке самбианской модели гомосексуального поведения
является вера этих людей в то, что половое созревание мужчин и
женщин проходит по-разному. Девочке, чтобы превратиться в женщину,
не нужно никакой особой помощи. А мальчику, чтобы вырасти в сильного
и статного мужчину, нужно, чтобы его половой орган снабжался спермой
от старших мужчин. Не всю сперму, которую забирает мальчик, использует
этот орган для обеспечения роста, некоторая часть запасается на
будущее, чтобы мальчик мог заниматься сексом, когда станет взрослым.
Юных мальчиков начинают вводить в мужское общество в возрасте
7-10 лет. В это время они отделяются от своих матерей и начинают
жить в мужской казарме. Мальчиков подвергают множеству болезненных
обрядов для избавления от скверны, которую они накопили, когда
жили вместе с женщинами. Например, их заставляют заглатывать гибкие
прутья, чтобы вместе с рвотой, вышли частички грязи, а также колоть
нос острыми листями, чтобы слить загрязненную материнскую кровь
из своих тел. Параллельно с освобождением от скверны, они начинают
наполнять себя спермой, выполняя акты фелляции с более взрослыми,
мужчинами.
Мальчик не должен получать сперму от своего отца или других близких
по крови мужчин; считается самым лучшим, если он принимает сперму
от мужа своей сестры. Передача спермы - не одноразовый обрядовый
акт; после представления к ритуальному поглощению спермы, юные
мальчики должны принимать ее каждый день.
Через шесть-восемь лет заглатывания спермы посвященный становится
донором спермы для юных мальчиков из других групп. В течение нескольких
лет после этого он продолжает избегать женщин и участвует только
в гомосексуальных актах. Однако вскоре после достижения 16 лет
юноша женится, обычно на девочке еще до появления у нее менструаций.
На протяжении одного-двух лет новобрачный феллятируется как его
невестой, так и мальчиками. Однако тотчас после начала у его жены
менструальных выделений посвященный начинает заниматься с ней
сексом и гомосексуальное поведение должно прекратиться. Существовало
представление, что влагалище загрязняет пенис и размещать оскверненный
пенис во рту юного мальчика было бы губительно.
Описанные традиции народности самбия заставляют задуматься о
механизмах развития сексуальной идентификации и эротического предпочтения.
Согласно распространенным в американском обществе взглядам, обязательное
вовлечение мальчиков самбия в гомосексуальное поведение, должно
было бы превратить многих из них в гомо-сексуалов. Тем не менее
большинство мужчин этой народности, повзрослев, имеют гетеросексуальное
эротическое предпочтение. По данным Хердта (Herdt 1981), менее
5% взрослых мужчин продолжают предпочитать гетеросексуальному
поведению гомосексуальные связи с мальчиками. Таких мужчин другие
взрослые мужчины презирают и считают половыми извращенцами. К
сожалению, мы не знаем, бывают ли у самбианских мужчин гомосексуальные
эротические фантазии в то время, когда они переходят к постоянному
сексу со своими женами.
Гомосексуальная традиция самбия - один из элементов культуры
этого народа, связанный с другими его традициями и мифами, например
мифом о происхождении полов. Самбия верят, что первые люди были
двуполыми. Один из них стал первой женщиной, когда она/он производила
фелляции, в результате чего груди у этого существа увеличились,
а половой член исчез, тогда как у партнера груди уменьшились.
Хердт (Herdt 1981) полагает, что этот миф может пробуждать у мужчин
беспокойство по поводу их мужественности, поскольку они заглатывают
сперму так же, как это делала первая женщина. Чтобы доказать,
что они не стали "женственными", мужчины постоянно демонстрируют
свои мужские качества в обрядах и борьбе.
Еще один миф самбия затрагивает представление о ведущей роли
мужчин в воспроизведении потомства. Заботу меланезийских сообществ
о воспроизведении потомства различные группы моделируют разными
способами. У некоторых народностей наиболее важным "фактором роста"
популяции считается сперма, именно с ней связаны мифы и обряды,
у других такую роль играет кровь, у третьих - амулеты.
Последний важный вопрос, нашедший свое отражение в обрядах, касается
потенциальной враждебности между донорами и реципиентами спермы.
У разных племен и народностей с ритуализированным гомосексуальным
поведением это отношение демонстрируется по-разному. Например,
сообщество кимем на юге Новой Гвинеи (Serpenti, 1965; Gray, 1986)
разделено на ритуально враждебные группы. При посвящении мальчика
в юношу из одного лагеря мужчины из враждебного лагеря символически
убивают и хоронят его. Взрослые мужчины из лагеря, откуда родом
мальчик, над которым совершается обряд, дают сперму, чтобы вмазать
ее в резаные раны на руках и голенях посвящаемого, а более старший
по возрасту юноша осеменяет его через анус. Эта сперма воскрешает
мальчика и позволяет ему вырасти во взрослого. Через несколько
лет его демонстрируют мужчинам враждебного лагеря на религиозном
празднике батата как доказательство того факта, что мужчины лагеря,
откуда родом мальчик, все еще сильны и плодовиты. Мальчик из народности
самбия должен испытывать совсем другие сексуальные переживания,
чем мальчик из племени кимам, который получает сперму от мужчин,
социально родственных ему.
ДРУГИЕ МОДЕЛИ МУЖСКОГО ГОМОСЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Существует много других моделей мужского гомосексуального поведения.
Например, у некоторых племен мужчинам позволяют играть роль, которую
можно было бы назвать "не-мужчина" (Callender и Kochems, 1986).
Эти биологические мужчины носят женскую одежду и отвергают свою
идентичность мужчинам. В одних сообществах правила требуют, чтобы
эти не-мужчины занимались сексом с мужчинами, тогда как в других
этого не требуют, но и не осуждают. Иногда таким немужчинам позволялось
жениться на женщинах и становиться отцами, поддерживая одновременно
гомосексуальные связи. Недавние исследования традиций американских
индейцев показали, что до контакта с европейской культурой такой
феномен был присущ и их сообществам (Whitehead, 1981). [По поводу
женщин, которые отказывались от своих половых ролей, в культурах
туземной Америки см. Blackwood 1984.]
|