СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Предотвращение беременности

Незамужние матери-подростки изучают эффективные способы контрацепции.

Проблема незапланированной беременности у подростков не поддается простому решению. Тем не менее одна из основных ее причин очевидна: это неправильная информация или полное ее отсутствие. В настоящее время только в половине американских начальных и средних школ проводятся уроки полового воспитания, причем зачастую по сильно урезанной программе (Orr, 1982; Forrest, Silverman, 1989). В большинстве случаев они предназначены для учеников старших классов, что значительно снижает их профилактическую эффективность. Те взрослые, которые отдают предпочтение половому воспитанию в семье, безусловно придерживаются правильной точки зрения, однако не учитывают нынешнюю реальную ситуацию. Проведенные исследования показали, что только 10% родителей, затрагивающих в разговорах с детьми сексуальную тему, идут дальше элементарных запретов типа "нельзя" или "не делай этого". С другой стороны, Зелник и Ким (Zelnik, Kim, 1982) установили, что частота незапланированной беременности у ведущих половую жизнь незамужних молодых женщин, получивших половое воспитание, ниже, чем у таких же, но не прослушавших в школе соответствующий курс (табл. 9.4). Более того, имеются данные, свидетельствующие об эффективности проводимого в школе полового воспитания с точки зрения задержки вступления подростков в активную половую жизнь (Howard, McCabe, 1990).

Таблица 9.4

Влияние полового воспитания на частоту незапланированных беременностей среди молодых незамужних женщин

Белые

Черные

Возраст, годы

15-17

78-79

15-17

18-19

Прошли курс полового воспитания

15,4

25,0

28.7

48,2

Не прошли курс полового воспитания

25,0

31,9

49,2

54,0

Практически все специалисты сходятся во мнении, что ведущим фактором в программе борьбы с незапланированной беременностью у подростков служит воспитание у юношей более серьезного отношения к использованию противозачаточных средств. Такую работу среди подростков следует начинать заранее, ибо проведенные исследования показывают, что это повышает ее эффективность (Cvetkovitch, Grote, 1983). Хотя многие юноши не желают признаваться в своей неосведомленности в сексуальных вопросах, нередки случаи, когда 15-16-летние мальчики думают, что диафрагму можно извлекать сразу после полового акта, или не знают критических дней женского менструального цикла. Половое воспитание необязательно должно ограничиваться школьными уроками - оно может проводится дома, в рамках церковной пропаганды или муниципальных программ (Carrera, Dempsey, 1988; Sandoval, 1988; Kirbyetal., 1989). Половое воспитание должно иметь практический уклон, чтобы подростки знали, как и где покупать противозачаточные средства, почему необходимо договариваться с партнерами об их применении, зачем вообще нужно регулярно прибегать к средствам контроля рождаемости.

Другой важный аспект полового воспитания состоит в том, чтобы лучше разъяснить подросткам (как мальчикам, так и девочкам), почему применение противозачаточных средств может самым непосредственным образом влиять на их жизнь. Они должны быть информированы и о том, что применение контрацептивов снижает риск заражения болезнями, передаваемыми половым путем. Это важно не только потому, что побуждает юношу прибегать к защитным средствам, но и потому, что его озабоченность вопросами контрацепции заставляет и партнершу подбирать подходящие способы предупреждения беременности (Gilgun, 1983). Помимо всего прочего, подростки должны иметь мотивацию, чтобы ответственно относиться к проблеме контроля рождаемости.

Одним из главных членов сложного уравнения, объясняющего высокую частоту незапланированных беременностей у подростков, может являться информация о сексе, которую они получают из кинофильмов и телевизионных передач. Телевизионные программы, начиная от популярных мыльных опер, транслируемых в дневные часы, до шоу, занимающих самое выгодное эфирное время, являют глазам зрителей очаровательных актрис и актеров, которые ныряют в постель без всяких разговоров о контрацепции, взаимных обязательствах или возможных последствиях такого поведения. Принимая во внимание, что средний американский подросток проводит у телевизора примерно 30 ч в неделю, вряд ли стоит удивляться, что отсутствие положительных моделей полового поведения вырабатывает у него чересчур романтизированное представление о сексе как об элементе поведения, не требующем никакого контроля. Несмотря на попытки оказать давление, предпринимаемые некоторыми учреждениями, например Группой по планированию рождаемости, руководители телепрограмм в основном отказываются сбалансировать их содержание путем введения в сценарии сексуальной информации, которая бы в большей степени отражала реальные жизненные условия. Ситуация осложняется тем, что реклама противозачаточных средств на телевидении повсеместно запрещается под тем предлогом, что данные о них весьма противоречивы и наносят моральный ущерб многим телезрителям. Можно лишь надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится.