Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
Ребенок школьного возраста
Пока дети не поступили в школу, половая роль навязывается им
не очень настойчиво. Семилетнюю девочку, которая лазает по деревьям
и состязается в ловкости с мальчишками, родители могут вполне
одобрительно и даже с оттенком гордости называть сорванцом, но
при этом ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы или
со скакалкой футболу, получает оскорбительное прозвище "маменькиного
сынка", и приводит в ужас родителей. Детские психиатры считают
"нормальной фазой развития" период, когда девочка может выглядеть
сорвиголовой (Green, 1974). В то же время, многие исследователи
считают, что с "женственностью" мальчиков необходимо бороться
во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений
на сексуальной почве (Lebovitz, 1972; Green, 1974, 1987; Newman,
1976; Rekensetal., 1978).
В школьные годы характер игр все больше ориентируется на реализацию
половой роли. Мальчиков чрезвычайно привлекают школьные дворы
и спортплощадки. Соревнование становится главным содержанием их
игр. Ребят награждают за смелость и стойкость и порицают за трусость
и неумение достойно принять отражение. Мальчики, предпочитающие
тихие игры и избегающие соревнований, считаются странными и становятся
мишенью для насмешек. Девочек, напротив, стараются по привычке
устранить от участия в играх, построенных на соревновании, и избавить
от чрезмерных нагрузок, несмотря на то что в детстве их физическое
развитие опережает развитие мальчиков сопоставимого возраста.
(Ныне ситуация заметно меняется; в частности, участие девочек
в соревнованиях по плаванию, гимнастике, футболу и бейсболу приветствуется
в такой же степени, как музыкальные и балетные занятия.) Девочки
обычно очень быстро начинают понимать, что их слезы по поводу
боли или обиды вызывают у окружающих желание защитить их или утешить.
Таким образом, мальчиков учат преодолевать трудности посредством
самостоятельных активных действий, тогда как для девочек наилучшим
способом решения всех проблем становится проявление собственной
беспомощности в надежде на помощь со стороны.
Иногда родители, сами того не сознавая, навязывают детям идею
дискриминации женщины.
"Недавно моя приятельница Ирен (она вице-президент
компании) на презентации публично сетовала на упорное
нежелание мужчин видеть женщин на высоких руководящих
должностях. Но не прошло и десяти минут, как она с гордостью
рассказывала нам о своем восьмилетнем сыне, который бегает
по дому и выкрикивает: "А мальчики лучше девочек, а мальчики
лучше девочек!"
Ирен с пафосом говорила о том, что 40-50-летние сотрудники
дискриминируют своих коллег женщин и тут же представляя
своего помощника Джонатана, который запросто может выставить
за дверь молодую сотрудницу, называла его "настоящим мужчиной"
("Ничего не поделаешь - такой возраст", - объясняла она)
(Rommel, 1984, стр. 32).
|
Бывают, конечно, случаи, когда родители мальчиков по-иному реагируют
на проявления пренебрежительного отношения к девочкам. Одна мамаша,
услышав, как ее восьмилетний сын говорил друзьям, что девчонки
не умеют играть в баскетбол, в ближайшие выходные дни повела его
на матч женщин-баскетболисток. Очевидно, мальчик совсем по-новому
стал оценивать спортивные возможности девочек, поскольку скоро
его увидели играющим в мяч с девятилетней соседкой, живущей на
той же улице.
Пренебрежительное отношение к девочкам вызывает беспокойство
только у тех родителей, которые стремятся воспитывать детей в
духе равенства полов. Большинство взрослых, даже считающих недопустимой
половую дискриминацию, смотрят на это сквозь пальцы, полагая,
что такие взгляды способствуют повышению самооценки у мальчиков.
Дети проводят много времени в школе, где еще очень распространены
стереотипы половой роли. Уроки истории приучают детей к мысли,
что в мире господствуют мужчины. В школе на девочек возлагают
обычно совсем иные обязанности, чем на мальчиков (например, мальчика
могут попросить принести стопку книг, а девочку - навести порядок
в классной комнате), причем такое распределение заданий имеет
своим источником представление учителя о функциональных особенностях
половой роли. В одной школе мальчикам-третьеклассникам было предложено
возвести стенку, а девочкам - разрисовать ее. Когда одна из учениц
сказала, что тоже хочет строить, учительница заявила: "Это не
женское дело".
Дети школьного возраста очень часто сталкиваются со стереотипами
половой роли и при просмотре телевизионных передач. Из рекламных
роликов они узнают, что большинство женщин озабочено такими важными
проблемами, как выбор стирального порошка, сорта мыла или самой
мягкой туалетной бумаги. Мужчины, напротив, решают вопросы, связанные
с поддержанием здоровья ("Четверо из пяти врачей рекомендуют...),
экономикой, покупкой машин и организацией досуга (например, большинство
сюжетов с рекламой пива построены на эксплуатации темы "мужественности").
За исключением немногих ярких примеров, юристы, врачи и детективы,
появляющиеся на телеэкранах - мужчины, а женщины (даже участвующие
в рискованных предприятиях), как правило, оказываются чувствительными,
романтическими существами, не способными собраться с мыслями.
Неудивительно, что стереотипные представления о мужественности
и женственности так устойчивы: их столь активно навязывают детям,
что те начинают верить в их реальность. Это нашло подтверждение
и в том факте, что у детей, проводящих у телевизора более 25 часов
в неделю, такие представления о роли полов носят более устойчивый
характер, чем у детей сопоставимого возраста, которые смотрят
телевизионные передачи меньше 10 часов в неделю (McGhee, Fruch,
1980).
|