СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБЕЗЬЯН СТАРОГО СВЕТА И ВЫСШИХ
ПРИМАТОВ (APES)
Перед спариванием самцы и самки должны информировать
возможных партнеров о том, что они готовы к совокуплению.
Самец уведомляет определенную самку о своей заинтересованности
в спаривании с ней с помощью брачной церемонии. Этот ритуал
также должен убедить самку, что ей не будет причинен вред,
если она не позволит самцу приблизиться. "Делать предложение"
и инициировать спаривание может и самка путем видоспецифического
поведения, указывающего на сексуальный интерес и половое
возбуждение.
Взрослые самцы японских обезьян выполняют две брачные
церемонии. Сначала выполняется церемония, при которой обезьяны
трясут ветку дерева. Часто эта тряска сопровождается громкими,
гортанными криками и, по-видимому, служит своего рода саморекламой.
Вторая брачная церемония взрослых самцов направлена на заслуживающих
особого внимания самок. При одной форме этого ритуала самец
встает лицом к самке с поднятой дыбом шерстью, а его уши
и брови двигаются вверх и вниз. Другая форма церемонии заключается
в том, что самец встает лицом к самке с поднятой дыбом шерстью
и резко поворачивается под углом 180°, после чего замирает
и ждет реакции со стороны самки. Во время сезона спаривания
внешняя поверхность анальной и генитальной областей у самцов
резус и японских обезьян становится ярко-красной; вне периода
размножения эта окраска постепенно исчезает. Яркий цвет
гениталий в брачный сезон, по-видимому, усиливает привлекательность
самца.
В ответ на ухаживания или независимо от их осуществления,
самка может подойти к самцу. У японских обезьян поведение
самки, указывающее на сексуальный интерес и половое возбуждение,
заключается в том, что она медленно, припадая к земле движется
в направлении самца. При сближении самца и самки в пределах
расстояния, достаточного для легкого касания, они могут
"ласкать" друг друга. У японских обезьян обычная схема коитуса
часто начинается с садки самки примерно три раза подряд
на самца, прежде чем он начинает последовательно покрывать
самку около двенадцати раз. Серия садок самца, приводящая
к эякуляции, занимает 10-15 минут. После копуляции пара
может снова "ласкать" друг друга, как до спаривания (Wolf,
1978).
Другим поведением, указывающим на сексуальный интерес
и половое возбуждение, у самок некоторых приматов (например,
шимпанзе и бабуинов) является телодвижение, называемое презентацией,
при котором самка свой зад располагает перед возможным партнером-самцом.
Самец может отвечать мануальным или оральным обследованием
наружных половых органов презентирующей самки - акт, вслед
за которым обычно следует коитус. Годичный репродуктивный
цикл, обнаруживаемый, в частности, у приматов, живущих на
некотором расстоянии от экватора, представляет собой другой
интересный аспект сексуального поведения обезьян Старого
Света. Среди тех обезьян Старого Света, у которых есть годичный
репродуктивный цикл, овуляция у самок и продукция спермы
у самцов происходят во время брачного сезона. Механизм,
регулирующий такой цикл, не совсем ясен, но он связан как
с внешней средой, так и с социальными факторами. Полагают,
что большое влияние на ежегодный репродуктивный цикл обезьян
Старого Света оказывает годичный световой цикл (или фотопериодичность)
Земли. Сигналом к началу периода размножения, по-видимому,
служит укорочение светового дня в осенние и зимние месяцы.
Высказывалось предположение, что на старт брачного сезона
влияют также температура и ливни. Исследования также свидетельствуют
о том, что под воздействием сексуально активных самок сексуально
неактивные самцы начинают продуцировать сперму (Vandenbergh
и Drickamer, 1974). Таким образом, по-видимому, и внешняя
среда, и социальные факторы регулируют ежегодный репродуктивный
цикл обезьян Старого Света с отчетливыми брачным сезоном
и периодом родов. У людей, подобно тропическим высшим приматам,
отсутствуют сезоны размножения и родов, что, возможно, указывает
на то, что они эволюционировали в экваториальной зоне.
|