Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
Ранее детство (от двух до пяти лет)
Типичные и нетипичные примеры половой роли
К двухлетнему возрасту ребенок достаточно надежно определяет
половую принадлежность окружающих его людей и может разложить
по ящикам одежду мальчиков и девочек (Thompson, 1975). Тем не
менее двухлетка зачастую неспособен четко определить пол ребенка
на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность
обычно появляется только к двум с половиной годам. Как уже говорилось,
половая самоидентификация, т.е. осознание себя существом мужского
или женского пола, окончательно формируется примерно к трехлетнему
возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков,
которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве
и проверять свою способность правильно определять половую принадлежность,
используя такие местоимения, как "он" или "она" применительно
к другим людям.
В возрасте двух или трех лет у детей начинает появляться понимание
роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому
полу как членов собственной семьи, так и других людей. По-видимому,
вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам
типа "мама не курит трубку" или "папа не красит губы". Однако
начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить
словами. Скорее всего умение различать пол людей развивается в
процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.
Чрезвычайно важное занятие детей раннего возраста - игра; наблюдая,
какие предметы ребенок использует в играх, можно больше узнать
о социализации половой роли. Пройдитесь по отделу игрушек в большом
магазине и вы очень скоро поймете, что такое принцип дифференциальной
социализации. Игрушки для мальчиков ориентированы на активные
действия (ружья, машины, космические корабли, спортивные принадлежности),
тогда как игрушки для девочек предполагают более спокойные занятия,
зачастую связанные с различными домашними делами (куклы, наборы
посуды, игрушечные косметические наборы или миниатюрные пылесосы,
печи и холодильники). Если та или иная игрушка предназначена и
для мальчиков, и для девочек, то ее вариант для девочек так или
иначе модифицирован, чтобы в большей степени отвечать специфическим
потребностям. Например, велосипеды для мальчиков рекламируются
как "прочные, быстрые и долговечные"; такие же изделия для девочек
"изящны и безопасны, имеют седло, украшенное цветочным орнаментом,
и свисающие с руля красивые розовые кисточки". Подробный анализ
наборов игрушек в 96 семьях показал, что мальчикам покупают больше
разнообразных игрушечных машин, спортивных принадлежностей и военизированных
игрушек, а у девочек преобладают куклы, кукольные домики и игрушечные
предметы домашнего обихода (Rheingold, Cook, 1975). Хотя в наши
дни многие мальчики играют куклами типа "Рембо" и в солдатики,
большинство родителей, имеющих сыновей, наверняка бы забеспокоились,
узнав, что они предпочитают возиться с "девчачьими" разряженными
куклами (Collins, 1984).
Еще одним важным источником, из которого дети черпают знания
о роли полов, служат книжки с картинками. Как замечает Вейцман
(Weitzman, 1975), "из книг дети получают сведения о том мире,
который лежит за пределами их непосредственного окружения; они
узнают, чего ждут от них другие люди". Несмотря на произошедшие
в последние годы изменения, анализ содержания книг для детей дошкольного
возраста, удостоенных тех или иных наград, выявил явную дискриминацию
по половому признаку (Weitzman et al., 1972). Во-первых, мужчины
изображаются в них гораздо чаще, чем женщины (авторы насчитали
на картинках 261 мужчину и 23 женщины, что дает соотношение 11:1).
Во-вторых, большинство мужчин представлены активно и независимо
действующими, тогда как женщины выполняют пассивные роли. В-третьих,
взрослые женщины, изображенные на этих рисунках, как правило,
либо матери, либо жены, а взрослые мужчины заняты самыми разнообразными
делами и представляют разные профессии. Неудивительно, что у девочек
формируется твердое убеждение, что их жизненный "успех" связан
только с замужеством и материнством. К счастью, положение начинает
постепенно нормализоваться, и многие вышедшие в последнее время
книги для дошкольников изображают женщину в более привлекательном
свете.
Телевидение также является мощным средством социализации половой
роли в детском возрасте, поскольку оно служит для них окном в
мир. Однако детские мультфильмы также полны стереотипов половой
роли: почти все их герои - мужчины, а женщины, как правило, изображаются
"жертвами", которых приходиться спасать от злодеев. Даже такие
получившие награды детские шоу, как "улица Сезам", не избежали
критики, потому что в них доминируют мужские персонажи, а женщины
редко изображаются действующими вне дома (Vogel, Broverman, Gardner,
1970). Реклама, рассчитанная на дошкольников, закрепляет ту же
тенденцию: мальчики представлены в ней твердыми, деловыми людьми,
а девочки - более тихими и утонченными, занятыми домашними делами.
|