Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
|
Двадцатый век
К началу XX в. изучение сексуальности стали проводить более
объективными методами. Хотя в определенных слоях общества все
еще сохранились викторианские представления, исследования таких
серьезных ученых, как Альберт Молл, Магнус Гиршфельд, Иван Блох
и Хавелок Эллис, в сочетании с динамичными идеями Фрейда положили
начало резкому повороту в отношении к сексу.
ФРЕЙД
Зигмунд Фрейд (1856-1939) более успешно, чем кто-либо до или
после него, продемонстрировал центральную роль сексуальности
в жизни людей. Гениальные открытия Фрейда - результат не только
его собственных наблюдений, но и его способности обобщать и
формулировать идеи других исследователей (Sulloway, 1979). По
мнению Фрейда, сексуальность является главной силой, мотивирующей
все поведение человека, и основной причиной всех форм невроза
- заболевания, наиболее ярким проявлением которого служат чувство
тревоги и нарушение психической адаптации при сохранении адекватного
восприятия реальности. Разрабатывая идеи, высказывавшиеся другими
сексологами в период между 1880 и 1905 гг. (Kern 1973; Sulloway,
1979), он доказал наличие сексуальности у младенцев и детей
и сформулировал подробную теорию психосексуального развития
человека (см. гл. 8).
Фрейд создал много новых концепций, связанных с сексуальностью.
Наиболее известная из них - эдипов комплекс - постулирует
неизбежное сексуальное влечение маленького мальчика к своей
матери, которое сопровождается смесью таких противоречивых чувств,
как любовь, ненависть, страх и соперничество, испытываемых ребенком
к своему отцу. Фрейд полагал также, что мальчики озабочены возможностью
утраты пениса как некой ужасной формы возмездия (страх кастрации),
а девочки ощущают некую неполноценность и зависть из-за отсутствия
у них пениса (желание пениса). По мнению Фрейда, этот конфликт
существует главным образом на уровне подсознания, т.е. на уровне,
более глубоком, чем осознанное восприятие окружающего. На этой
богатейшей теоретической основе Фрейд создал клинический метод,
названный психоанализом; с помощью своего метода он исследовал
и лечил конфликты, возникающие на уровне подсознания и ведущие
к возникновению психологических проблем. Несмотря на то, что
многие современные сексологи не согласны с концепциями Фрейда,
о чем мы подробно расскажем в последующих главах, психоанализ
до сих пор широко используется для лечения больных.
ЭЛЛИС
Хэвлок Эллис благодаря своим многочисленным
трудам стал одним из самых авторитетных среди первых сексологов.
Примерно в эти же годы английский врач Хэвлок Эллис (1859-1939)
опубликовал шеститомный труд под названием "Изучение психологии
сексульности" (1897-1910). Эллис предвосхитил многое из того,
о чем позднее писал Фрейд, анализируя детскую сексуальность.
Например, он признавал широкое распространение мастурбации у
обоих полов в любом возрасте, возражал против викторианских
представлений о том, что "порядочные" женщины не испытывают
сексуальных желаний и подчеркивал психологические, а не физические
причины многих сексуальных проблем. В его работах уделялось
также внимание разнообразию сексуального поведения человека;
они служили важным противовесом влиянию Крафт-Эбинга, считавшего
сексуальные отклонения патологией (Brecher, 1969, 1975).
1929-1950-е годы
К концу первой мировой войны как в Европе, так и в Америке
начались значительные изменения в обществе, все дальше уводившие
его от установок Викторианской эпохи. Более широкая социальная
и экономическая свобода, доступность автомобилей, расцвет джаза
делали сексуальное поведение людей все менее сдержанным, причем
это сопровождалось соответствующими изменениями в моде, танцах
и литературе. Женщины активно участвовали в приближении сексуальной
революции. Маргарет Сэнджер встала во главе движения за контроль
над рождаемостью в США. Кэтрин Дейвис провела обследование сексуальной
жизни 2200 женщин, результаты которого были опубликованы в 1922
и 1927 гг. в виде серии научных статей, а затем в виде отдельной
книги (Davis, 1929). Англичанка Мэри Стопе (Slopes) написала
откровенное руководство по супружеской жизни, которое имело
большой успех по обе стороны Атлантики (Интересно
отметить, что Стопе, уже имея докторскую степень и будучи квалифицированным
научным работником, сама оказалась жертвой викторианского ханжества
в вопросах секса. Спустя шесть месяцев после свадьбы с другим
ученым, доктором Реджинальдом Кейтсом, она начала чувствовать,
что чего-то важного в жизни лишена. Разобравшись в причинах
собственного недовольства и убедившись в несостоятельности своего
брака, доктор Стопе подала на развод, получила его, а впоследствии
взялась за написание книги, чтобы помочь другим женщинам избежать
подобных проблем (Hanson, 1977). ). К 1926 г. гинеколог
Теодор Ван де Вельде опубликовал свою книгу "Идеальный брак",
в которой подробно описал широкий диапазон приемов, используемых
в половых контактах, и признал допустимость орально-генитального
секса; его книга сразу стала бестселлером во всем мире.
"Ревущие двадцатые" закончились крахом на бирже. В период последовавшей
за этим Великой депрессии заботы о хлебе насущном отодвинули
сексуальные проблемы на задний план.
Вступление Англии и США во вторую мировую войну, глубина и
драматизм событий тех лет создали фон для полного изменения
характера сексуальных отношений по обе стороны Атлантики. Женщины,
которым пришлось работать и даже служить в армии, внезапно ощутили
себя экономически свободными и независимыми, но эта свобода
одновременно породила атмосферу хаоса поспешных браков, разводов,
одиночества и страха. Пока мужья воевали за океаном, их жены
заводили романы; в свою очередь мужчины, оказавшись вне дома,
использовали любые возможности для сексуальных развлечений.
Как писал один историк-социолог, "Жизни и моральным устоям многих
миллионов людей была нанесена тяжкая эмоциональная травма, и
в характерной для военного времени неустроенности многие социальные
запреты утратили свою сдерживающую силу. Стремление извлечь
все, что возможно, из настоящего, не размышляя о будущем, приводило
к погоне за удовольствием и к неразборчивости в сексуальных
связях" (Castello, 1985).
В послевоенное время началось вытеснение женщин из промышленных
предприятий и учреждений и возвращение на их законное место,
т.е. в дом. В этот период, характеризующийся высокой частотой
разводов и существенными сдвигами в обществе, внезапно приобрел
широкую известность еще один сексолог, которому суждено было
оставить неизгладимый след в истории науки.
КИНЗИ
Исследования
Альфреда Кинзи по проблемам секса отменены печатью безмерного
энтузиазма, хотя отношение к его методам и полученным результатам
было весьма неоднозначным.
Летом 1938 г. Альфред Кинзи (1894-1956), зоолог из университета
шт. Индиана, был приглашен для чтения лекций о браке в местном
колледже. Пораженный отсутствием данных о сексуальном поведении
человека, он воспользовался своим статусом преподавателя и раздал
студентам анкеты с целью собрать сведения об их сексуальной
жизни. Впоследствии Кинзи пришел к выводу, что более надежный
метод для сбора такого материала - личные беседы, поскольку
они допускают большую гибкость и позволяют выяснить ряд подробностей.
В конечном счете он провел интервью с тысячами мужчин и женщин
по всей стране. Вместе со своими соавторами и коллегами Уорделлом
Помероем и Клайдом Мартином Кинзи опубликовал 5 января 1948
г. монументальный труд "Сексуальное поведение мужчины", а спустя
5 лет, в соавторстве с Полом Джебхардом - "Сексуальное поведение
женщины" (Kinsey et al., 1953).
В своих трудах Кинзи обобщил данные, полученные в ходе бесед
с 12 000 мужчин и женщин из всех слоев общества: многие результаты
оказались поразительными. Так, например, по его данным, 37%
американских мужчин после достижения зрелости по крайней мере
однажды участвовали в гомосексуальном половом акте, доведенном
до оргазма; 40% мужчин изменяли своим женам, а 62% опрошенных
женщин занимались мастурбацией.
Публикация "Сексуального поведения мужчины" сразу привлекла
внимание широкой публики к работе Кинзи. К середине марта было
продано свыше 100 тысяч экземпляров его книги, и в течение 27
нед она оставалась в списке бестселлеров.
Несмотря на то, что Кинзи и его коллеги ограничивались описанием
сексуального поведения человека, не давая при этом никаких нравственных
или медицинских оценок, их книга вызвала суровую критику в методологическом
и моральном плане. Престижный журнал "Лайф" счел ее "атакой
на семью как основную ячейку общества, отрицанием моральных
принципов и прославлением распущенности" (Wickware, 1948). Маргарет
Мид критиковала Кинзи за то, что он обращается с сексом "как
с безликим бессмысленным актом" ("Нью-Йорк Тайме", 1 апреля
1948 г.), а один из профессоров Колумбийского университета утверждал,
что "необходим закон, запрещающий проведение исследований, посвященных
исключительно сексу" (там же). Однако все критики сходились
во мнении, что Кинзи "сделал для секса то, что сделал Колумб
для географии".
В целом первая книга Кинзи была принята положительно (Palmore,
1952), чего нельзя сказать о второй части его труда - "Сексуальное
поведение женщины". Многие газеты осудили эту книгу в своих
редакционных статьях и отказались печатать отзывы о ней в колонках
новостей. Так, газета "Тайме" (Нью-Филадельфия, Огайо) одобрила
это решение, заявив: "Мы полагаем, что эта книга вызовет отвращение
у значительной части наших читателей" (20 августа, 1953). Служители
церкви и педагоги называли материалы Кинзи аморальными, направленными
против семьи и даже имеющими коммунистическую окраску.
Кинзи скончался в 1956 г. ожесточенным и разочарованным, однако
результаты его труда были в полной мере оценены впоследствии.
Одна из заслуг этого ученого состоит в том, что вместе со своими
коллегами он создал Институт сексуальных исследований при университете
шт. Индиана, который продолжает оставаться крупным исследовательским
центром и по сей день.
1950-е годы
После смерти Кинзи в США наступило время, для которого была
характерна большая, чем прежде, сексуальная свобода. Добрачные
половые связи стали обычным явлением, хотя возникали они главным
образом между людьми, собиравшимися вступить в брак. В книгах
(например, в нашумевшем в то время романе "Peyton Place")
и в кинофильмах (по большей части импортировавшихся в США из-за
океана) появились откровенные сексуальные сцены; сексуальные
темы появились даже в музыке. Один обозреватель, пришедший в
ужас от того, что ему приходится видеть и слышать, мрачно заметил,
что "сексуализация" музыки делает ее "обнаженной, обольстительной...
страстной и извращенной, а мычание исполнителей сопровождается
вращением и изгибанием их тел в ритмах, сексуальный оттенок
которых не вызывает никаких сомнений" (Sorokin, 1956).
Идеал женщины 50-х гг. - это очаровательное, но безмозглое
создание - примерно то, что изображала в своих фильмах Мерилин
Монро. Все помыслы такой женщины должны быть направлены на замужество
и материнство. В январе 1950 г. "Харперс Магазин" заметил: "Если
американская девушка носит обыкновенные очки, а не очки модной
формы с цветными стеклами, то она может считать, что для нее
все потеряно - ей никто не назначит свидания". А журнал Си (январь,
1950) серьезно советовал своим читательницам носить бюстгальтеры
с прокладками, не посвящая в это своего будущего мужа до свадьбы".
Альберт Элис (A. Ellis, 1959) кратко подытожил преобладающие
в те годы нравы следующим образом: "Главное правило, лежащее
в основе нашего сексуального поведения, можно выразить с абсолютной
и ужасающей ясностью в двух фразах: 1) если вы хотите заняться
сексом, потому что вам это ПРИЯТНО, вы не должны этого делать;
2) если это ваш ДОЛГ, то выполнять его следует обязательно.
1960-е годы
В начале 1960-х гг. в США началась сексуальная революция, оказавшаяся
самым заметным событием из всего того, что стране когда-либо
довелось пережить. Среди причин сексуальной революции обычно
называют следующие: 1) появление противозачаточных таблеток;
2) протест молодежи против существующего ханжества; 3) возрождение
феминизма в современной форме; 4) большая открытость в обществе
и большая сексуальная раскованность. Дать окончательную историческую
оценку относительно значения каждого из этих факторов в приближении
сексуальной революции невозможно, однако несомненно, что все
они сыграли в этом важную роль.
Противозачаточные таблетки сделали половые отношения безопасными
и позволили миллионам людей относиться к сексу как к способу
выразить свою любовь к существу противоположного пола, а не
как к способу продолжения рода. Доступность таблеток дала женщинам
чувство свободы и, вероятно, оказала большее влияние на их сексуальное
поведение, чем это принято считать. Молодежное движение, начавшееся
одновременно с движением за гражданские права и расширявшееся
вместе со все усиливающейся утратой веры в справедливость Вьетнамской
войны, привело к тому, что подростки бросили вызов поколению
своих родителей. Этот вызов выражался не только в одежде, длинных
волосах и музыке молодого поколения, но также в употреблении
наркотиков и сексуальной свободе (их лозунг "Любовь, а не война").
Молодежь шестидесятых, осознавшая политическую и социальную
несправедливость, с воодушевлением включилась также в женское
движение. Поскольку противозачаточные таблетки дали возможность
женщинам в гораздо большей степени контролировать свою судьбу,
неудивительно, что их сексуальная свобода стала все больше восприниматься
как естественное положение вещей.
Реакция общества на сексуальную революцию была неоднозначной.
Одни горячо приветствовали это движение, другие считали его
чем-то временным, обреченным в конечном счете на угасание. Можно
утверждать, что значительная часть населения следила за этим
переворотом с неодобрением и тревогой. Большинство людей было
озабочено происходящим на их глазах разрушением моральных устоев
американского общества. Тем не менее о сексуальности стали больше
говорить, демонстрировать ее и изучать; в шестидесятые годы
появились бары с полуголыми официантками, обнаженное тело стало
привычным для бродвейских шоу. Наконец, именно в эти годы было
опубликовано исследование сексуальной функции человека, совершившее
настоящий переворот в подходе к этой проблеме.
МАСТЕРС И ДЖОНСОН
Кинзи и его сотрудники изучали природу сексуальности человека,
используя метод интервью. В ходе беседы они выясняли, как, когда
и сколь часто люди занимаются сексом. В дальнейшем научное исследование
секса расширялось в рамках той же методики за счет добавления
вопросов, которые оставались неразрешенными. Новый методический
подход был впервые использован врачом Уильямом Мастерсом и психологом
Вирджинией Джонсон в Медицинской школе Вашингтонского университета
в Сент-Луисе.
По мнению Мастерса и Джонсон, для понимания всех сложностей
сексуальной функции человека люди должны знать анатомию и физиологию
репродуктивной системы, а также психологию и социологию. Авторы
полагали, что для решения сексуальных проблем человека данные,
полученные в результате изучения сексуальных реакций животных,
недостаточны, и только прямой подход позволит получить необходимую
информацию. В 1954 г. они начали наблюдать и регистрировать
физические особенности полового возбуждения у человека. К 1965
г. был накоплен материал по 10 000 эпизодов половой активности
у 382 женщин и 312 мужчин; на основании этих данных была опубликована
статья "Сексуальные реакции человека" (Masters, Johnson, 1966),
которая сразу привлекла к себе внимание. Некоторые специалисты
быстро уловили важность этих открытий, тогда как другие были
шокированы используемыми при этом методами. Среди громких обвинений
в "механическом подходе" и криках об оскорблении моральных чувств
раздавались относительно немногочисленные голоса тех, кто понимал,
что эта физиологическая информация не является самоцелью, что
она необходима для разработки методов лечения людей с сексуальными
расстройствами (Следует отметить, что
вся медицинская наука основана на знании нормальной анатомии
и физиологии, без которых невозможны существенные успехи в лечении
патологии. В 1966 г., когда была опубликована статья "Сексуальные
реакции человека", многие врачи, казалось, забыли об этом факте,
который был бы совершенно неоспоримым, если бы речь шла об изучении
сердечных или кожных болезней. В наших картотеках за тот год
содержится много возмущенных писем от врачей, критикующих наши
физиологические исследования за их непристойность и отклонение
от традиционной медицинской "респектабельности").
1970-и 1980-е годы
В 1970-1980-х гг. отношение к сексу стало намного более открытым.
В 1970 г. Мастере и Джонсон опубликовали книгу "Сексуальная
неполноценность человека", ознаменовавшую новый подход в терапии
сексуальных расстройств, которые прежде лечились долго и, как
правило, безуспешно. С появлением этой книги, где, в частности,
описан эффективный двухнедельный курс терапии, при которой неудачи
составляют всего 20%, возникла новая медицинская специальность
- сек-сотерапия. Вслед за этим всего лишь за 10 лет в стране
было открыто несколько тысяч сексотера-певтических клиник, а
благодаря таким врачам, как Элен Каплан и Джек Эйнон, стали
развиваться и другие терапевтические подходы.
Публиковались десятки специальных книг о сексе; среди них лучшей
и имевшей наибольший успех (тираж свыше 9 миллионов экземпляров)
была, вероятно, "Радость Секса" Алекса Комфорта (Comfort, 1972).
Заметную роль в сексуальной революции сыграло также телевидение,
освещавшее в ряде программ темы, которые прежде находились под
запретом. Не желавшее отставать кино стало более откровенно
сексуальным, а на заре американского видеорынка наибольшим спросом
пользовались порнофильмы.
В это же время произошли события, повлиявшие на отношение американцев
к сексуальности: 1) сожительство до регистрации брака стало
обычным явлением; 2) в 1976 г. Верховный суд США легализовал
аборты, что, конечно, повысило их безопасность, но вместе с
тем спровоцировало споры в обществе по поводу нравственности
подобного решения; 3) в 1974 г. Американская ассоциация психиатров
приняла решение исключить гомосексуализм из перечня психических
расстройств, что создало почву для усиления движения геев за
свои права; 4) благодаря усилиям ученых и активистов женского
движения общество осознало, что изнасилование - это преступление,
порождаемое не страстью, а жестокостью (Burgess, Holmstrom,
1974; Brownmiller, 1975; Mertzer, 1976). В результате процедура
слушания дел об изнасиловании была законодательно изменена,
а в стране один за другим стали появляться центры по оказанию
психологической помощи жертвам изнасилования; 5) разработка
методов экстракорпорального оплодотворения сделала возможным
рождение в 1978 г. первого в мире "младенца из пробирки" (в
настоящее время число детей, зачатых таким способом, превысило
15 000). Все большее распространение в эти годы получает весьма
спорная с этической точки зрения процедура вынашивания ребенка
суррогатной матерью.
В конце 1970-х и в начале 1980-х гг. определенные силы в обществе
стали оказывать сопротивление тому, что они считали сверхвседозволенностью
и даже безнравственностью. Например, предпринимались попытки
блокировать половое воспитание в бесплатных школах и противодействовать
любым формам "беспорядочного" сексуального поведения, к которым
относили все, кроме супружеского секса. Движение за право на
жизнь протестовало против узаконивания абортов и безуспешно
пыталось ввести в конституцию поправку, которая бы запрещала
аборты в любых обстоятельствах. В 1983 г. администрация Рейгана
пыталась провести закон, иронически прозванный "законом о доносе"
который обязывал продавцов сообщать родителям, что их дети покупают
противозачаточные средства. К счастью, это предложение навсегда
осталось лишь законопроектом.
Особую тревогу в обществе на рубеже 1970-80-х гг. вызвали эпидемии
доселе неизвестных болезней, передающихся половым путем: генитального
герпеса, главным образом среди гетеросексуалов, и СПИДа, который
в США вначале поражал мужчин, как гомо-, так и бисексуалов,
но вскоре распространился и на гетеросексуалов. (СПИД, или синдром
приобретенного иммунодефицита, возникает в результате заражения
вирусом, поражающим иммунную систему организма, что ведет к
различным серьезным инфекционным, раковым и нервным заболеваниям.)
Эпидемия СПИДа, который порой называют чумой наших дней, вызывает
особые опасения, поскольку, во-первых, это заболевание в настоящее
время неизменно приводит к летальному исходу и, во-вторых, согласно
экспертным оценкам, число зараженных вирусом СПИДа (ВИЧ-инфицированных)
в США уже достигло двух миллионов. Поскольку и генитальный герпес,
и СПИД бесспорно связаны с беспорядочной половой жизнью, высказывается
мнение, что эпидемии этих болезней - своего рода возмездие,
ниспосланное богом человечеству за его греховное сексуальное
поведение.
Обрушившаяся на людей лавина сообщений о СПИДе, а также осознание
того, что наверняка избежать заражения можно лишь путем полного
воздержания от половой жизни или ограничения ее только одним,
заведомо здоровым партнером, заставили миллионы граждан изменить
свое сексуальное поведение, причем одни избрали безбрачие, а
другие стали более разборчивыми в своих половых партнерах (Kolodny,
Kolodny, 1987; Stevens, 1987; Winkelsteinet al., 1987). Некоторые
люди стали принимать известные меры предосторожности (например,
использовать презервативы). Подробный анализ изменений в сексуальной
жизни разных слоев общества в связи с распространением СПИДа
еще предстоит провести, однако нам кажется, что в 1990-е гг.
все большее число людей начинает задумываться над своим сексуальными
поведением.
Конечно, мы не можем предугадать, действительно ли изменения
и тенденции, представляющиеся сегодня существенными, окажут
сколько-нибудь длительное влияние на наше сексуальное поведение
в будущем. Не можем мы также быть уверены в том, что по прошествии
ста лет историки не обозначат нашу эпоху каким-то одним словом
(подобно "Викторианской") и не сведут многочисленные сложности
наших сексуальных установок к какому-то одному понятию. Единственное,
в чем можно не сомневаться, так это в том, что наши установки
и поведение будут продолжать изменяться; однако предсказать
сколько-нибудь точно, какое направление примут эти изменения,
невозможно.
|