СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Секс в раннем детском возрасте (от двух до пяти лет)

К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, причем большинство открывают для себя (если не сделали это раньше), что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения. Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием, но постепенно она преобразуется в игру "в доктора" или "покажи мне свое и я покажу, что есть у меня". Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы.

Беседы с трехлетними девочками и мальчиками показывают, что им хорошо известны чувственные ощущения от прикосновения к наружным половым органам, хотя они и не воспринимают их как эротические или сексуальные, поскольку еще не способны к выработке концептуальных понятий. Вот одна из наших записей, иллюстрирующих сказанное:

Трехлетняя девочка: "Когда я тру пипку, мне тепло и приятно. Иногда щекотно, а иногда просто горячо". (Девочка называла "пипкой" наружные половые органы и особенно подробно описывала, как по нескольку раз в день трет рукой клитор и лобок. В возрасте 2,5-3,5 лет она ходила без трусиков и поэтому легко осуществляла свое желание.)

Трехлетний мальчик: "Посмотри на мою колбаску. Она может подниматься. Я тру ее, она поднимается и мне приятно. Иногда я тру ее очень долго, и тогда мне становится очень, очень хорошо" (Мальчик гордится своей "колбаской" и любит показывать ее. По словам родителей, он стимулирует пенис несколько раз в день и безусловно занимается этим, оставаясь один.)

Приблизительно в это же время ребенок начинает понимать, что взрослые не одобряют игру гениталиями и испытывает недоумение, если родители рассказывают ему о разных частях тела, но не упоминают о наружных половых органах. Конечно, взрослые должны прививать детям навыки социально приемлемого поведения (например, не показывать и не трогать гениталии на людях), однако не стоит пытаться исключить все проявления сексуального экспериментирования ребенка, говоря: "Это нехорошо" или "Не трогай себя здесь" или попросту отдергивая руку ребенка без всяких словесных замечаний. Отрицательные ощущения, испытываемые при этом, могут послужить самыми ранними источниками возможных затруднений на сексуальной почве в будущем (Masters, Johnson, 1970; Calderone, 1978; Money, 1980). У многих детей возникает убеждение, что их половые органы - "грязные" части тела. Такое представление часто вырабатывается под влиянием замечаний, получаемых в процессе обучения отправлению естественных потребностей. Чрезмерная настойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков ("подотрись получше", "вымой руки после того как сходил") прививает детям негативное отношение к функции гениталий, хотя родители, несомненно, действуют из лучших побуждений, заботясь об их здоровье.

Следует помнить, как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам, что, по мнению большинства специалистов, лучшее что могут сделать родители, заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием, это попросту не волноваться (Feitel, 1990). Как замечает психолог Сельма Фрайберг (Fraiberg, 1959): "Отношение ребенка к самому себе, его самооценка тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Ребенок, заметивший, что его сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение, может придти к выводу, что у него плохое тело и что сам он как личность тоже плох".

Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего спокойно реагировать на проявления его сексуального любопытства (Renshaw, 1988). Это относится не только к случаям, когда они замечают сексуальную игру ребенка, но и к другим сексуально окрашенным ситуациям. Например, если трехлетний ребенок заходит в ванную комнату, когда один из родителей только-что кончил принимать душ, нельзя высказывать чрезмерное раздражение, строго выговаривая малышу ("Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не одет(а)?") или хватая полотенце, словно необходимость укрыться является вопросом жизни и смерти. Такая реакция показывает ребенку, что мать или отец стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное вторжение.

Другой пример. Маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие для родителей моменты. Надо быть заранее готовыми к таким ситуациям. К примеру, вы пришли в магазин, а маленькая Сузи задирает платье и начинает тереть себя между ног. Вместо того, чтобы восклицать: "Не надо, не делай этого", лучше дайте ей в руку пакет и попросите нести его. Отрывая таким способом ребенка от неприличного по социальным меркам занятия, вы заставите его изменить поведение, не акцентируя на нем внимание и не создавая впечатления, что вы недовольны им.

К четырехлетнему возрасту большинство детей, воспитываемых в современном обществе, начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются (Martinson, 1980). Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство. Четырехлетки, как правило, имеют весьма расплывчатое представление о поле, иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл. Многие верят, что "детей приносит аист" и не продолжают расспросы. Другие же, получив более точное объяснение фактов, касающихся репродукции, интерпретируют их самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает ребенок, ничем не отличается от тех, что десятками продаются в магазине. Когда таким детям говорят, что "папа сеет семячко в живот мамы", пытаясь объяснить, как происходит зачатие и наступает беременность, они убеждены, что в животе матери имеется кусочек земли, который надо периодически поливать и пропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд на половые явления отражает конкретный, буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом.

Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или участника ми сексуально окрашенных ситуаций. Например, четырехлетние Билли и Питер постоянно получают замечания, потому что целуются во время игры. В той же группе Джерри забавляется тем, что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья ("Так я вижу их трусики" - объсняет он, хихикая). И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать "грязные" слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей.

В возрасте пяти лет, когда большинство детей начинают посещать детский сад, необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр (Martinson, 1980). В этом возрасте дети с увлечением узнают названия сексуальных органов, о которых они раньше ничего не слышали. Среди них начинают распространяться шутки о назначении гениталий и на другие половые темы, которые они сначала слышат от старших товарищей, а потом повторяют. Пятилетка может и не понимать шутки, но громко смеется (иногда невпопад), чтобы скрыть это.

По замечанию Мани (Money, 1980), если ребенку недоступна простая, откровенная информация о поле, основным источником полового образования становятся соответствующие анекдоты. Поскольку даже самый маленький ребенок быстро узнает разницу между "чистой" и "грязной" шуткой, это ведет к выработке представления о сексе как о чем-то "непристойном".

В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя как мать с отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, ребенок постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок постоянно видит как родители ссорятся между собой или слышит восклицания "не трогай меня", у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.