СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Внебрачный секс

Внебрачный секс можно определить как любую форму сексуальной активности между лицом, состоящим в браке, и кем-то другим, но не его или ее супругом (ой). Несмотря на то, что на протяжении большей части истории западного мира это считалось греховным и когда-то наказывалось плетьми, штрафами, выжиганием клейма и даже смертью (Murstein, 1974), внебрачный секс продолжал существовать и стал вполне обычным явлением.

По оценкам Кинзи и др. (Kinsey et al., 1948), в их выборках половина всех женатых мужчин имели внебрачные половые сношения (такая оценка приблизительна, поскольку многие мужчины не желали откровенно обсуждать эту тему). Группа Кинзи (Kinsey, 1953) отметила также, что 26% замужних женщин к 40 годам имели внебрачные половые сношения. В 1975 г. Хант считал эти оценки правильными, однако по данным, опубликованным в Redbook, 38% женщин в возрасте 35-39 лет имели внебрачные половые связи (Hunt, 1975). В обзоре, опубликованном в Cosmopolitan (Wolfe, 1980), сообщалось, что половина замужних женщин в возрасте 18-34 года и 62,2% - в возрасте от 34 лет и выше имели внебрачные половые сношения. Хотя в некоторых других обзорах также приводятся данные о высокой частоте внебрачного секса - от двух третей среди женатых мужчин (Hite, 1981) или 43% среди замужних женщин, имеется сообщение и о гораздо более низкой частоте: 26% (N = 3591) среди опрошенных мужей и 21% (N = 3606) среди жен (Blumstein, Schwartz, 1983).

К сожалению, изучение внебрачного секса в значительной мере ограничено по методологическим причинам, а потому остается неясным, что именно толкает людей на внебрачные половые отношения (Reiss et al., 1980; Atwater, 1982; Thompson, 1983).

ВНЕБРАЧНЫЙ ОПЫТ

Хотя большинство людей считает внебрачный секс недопустимым (Singh, Walton, Williams, 1971), существует некий традиционный двойной стандарт, оправдывающий до какой-то степени внебрачный секс для мужчин и гораздо строже осуждающий его для женщин. В некоторых европейских странах, например, наличие любовницы считается одной из привилегий состоятельных женатых мужчин. Подобным же образом во многих обществах допускается гетеросексуальная женская проституция (своего рода временная содержанка) как способ обеспечить предполагаемую потребность мужчин в сексуальном разнообразии и одновременно защитить от разрыва матримониальных уз. В целом большинство людей рассматривают проституцию как внебрачный секс на чисто физическом уровне, а потому она не так угрожает браку, как другие виды внебрачного секса, которые связаны с риском серьезного увлечения, чреватого распадом брака.

Быть может, именно по этой причине немало людей, состоящих в браке, считают наиболее удобным "одноразовый" секс, направленный непосредственно и исключительно на получение физического удовлетворения. Обстоятельства, приводящие к такому короткому эпизоду внебрачного секса, очень разнообразны: одинокий бизнесмен, заночевавший в чужом месте; скучающая домохозяйка, чувствующая себя запертой в четырех стенах и слоняющаяся по барам большого города; мужчины и женщины, пытающиеся доказать самим себе, что они еще не состарились и сохранили сексуальную привлекательность - этот перечень можно было бы продолжать бесконечно. Внебрачный секс с партнером на одну ночь часто бывает настолько обезличенным, что его участники даже не спрашивают друг у друга имен. Не проявляется никакого участия друг к другу, да его никто и не ожидает; это в самом деле секс "без всяких обязательств". Несмотря на то, что в век СПИДа такой секс сопряжен с немалым риском, нет никаких данных, которые указывали бы на то, что столь опасная практика исчезла (Gaynon, 1989).

Как себя чувствуют люди после такого свидания? Некоторые считают, что они получили именно то, что желали: разрядку сексуального напряжения, средство отплатить супругу(ге) за что-нибудь, способ удовлетворить свое любопытство, возможность внести разнообразие в свою обычную сексуальную диету или какое-то временное бегство от действительности. Другие находят такой опыт опасным, бессмысленным, порождающим чувство вины или страха. Следующие высказывания иллюстрируют типичные впечатления об этом.

Женщина, 31 год. Я замужем почти 10 лет и всегда была верна мужу, но часто размышляла о том, каким может быть секс с кем-то другим. Однажды вечером я проводила время с друзьями и мы повстречались с несколькими парнями, с которыми посидели за коктейлями и немного поболтали. Один из них был очень хорош собой и начал флиртовать со мной, а я вроде отвечала ему тем же. Мы с ним удалились в мотель, где провели 3-4 часа. Это был прекрасный фантастический секс, как в романе. Но на этом все и кончилось: мне было просто приятно знать, что это случилось со мной. Я ничего не сказала и ничего не собираюсь говорить мужу. (Из картотеки авторов.)

Мужчина, 36 лет. У нас с женой очень старомодные принципы и мы оба относимся очень серьезно к нашим брачным обетам, что означает не спать ни с кем другим. Меня это никогда особо не затрудняло, я не принадлежу к числу тех, кто бегает за юбками. Но однажды вечером, когда я задержался на работе, секретарша попросила подвезти ее домой, а затем пригласила выпить кофе, на что я охотно согласился. Однако это был глупый поступок - не очень занятно, огромное чувство вины потом; думаю, что больше я этого не сделаю. (Из картотеки авторов.)

Внебрачный секс резко отличается от единичных измен продолжительностью сексуальных отношений. Связь может быть короткой (несколько недель) или длиться годами; главную роль в ней может играть секс или же она может приобрести самостоятельную ценность, так что самым важным в ней станет не секс, а совместное времяпрепровождение и разговоры (табл. 15.4).

Таблица 15.4

Причины, по которым женщины вступали во внебрачные связи (поданным Grosskopf, 1983, полученным в результате опроса 516 замужних женщин)

Причина Доля женщин, %
Эмоциональная неудовлетворенность мужем 72
Сексуальная неудовлетворенность мужем 46
Соблазнена поклонником 39
Ощущает себя полигамной от природы 39
Обнаружила измену мужа 35
Желание отомстить мужу 23
Желание иметь свободу в браке 14
Не знает причины 30

Вероятно, длительные связи возникают реже, чем разовые измены; причины здесь могут быть как практические, так и личные. За исключением тех случаев, когда муж (или жена) знают о длительной внебрачной связи супруги (супруга) и одобряют ее (маловероятная ситуация в наше время), партнерам приходится выкраивать время для свиданий, находить место для встреч (сохраняя анонимность) и придумывать отговорки, объясняющие отсутствие дома. Поэтому во многих случаях свидания бывают тайными (и поспешными), нередко днем, если легче уйти на час или два с работы, чем вечером выйти из дома.

Внебрачная связь женатого мужчины с незамужней женщиной или замужней женщины с холостяком создает меньше затруднений, чем связь женатого мужчины и замужней женщины. Первым есть где встречаться, поскольку у одиноких людей имеется жилье, и легче выбирать время для свиданий, так как одинокие люди не обременены домашними и семейными делами. Однако в таких связях могут возникнуть проблемы иного рода: одинокий партнер может, например, начать настаивать, чтобы партнер, состоящий в браке, развелся и вступил в брак с ним.

Что касается личных причин, то, по мнению многих, иметь любовную связь - все равно, что "играть с огнем". Хотя это может приносить сексуальное и эмоциональное удовлетворение, люди стараются не допускать, чтобы такая связь стала главной в их жизни и угрожала их браку. Многие утверждают, что продолжали любить своих мужей (жен) в период внебрачной связи и не хотели подвергать опасности свой брак.

Вопрос о том, как часто внебрачный секс бывает причиной разводов, практически не исследован. Ясно, однако, что многие мужчины и женщины глубоко расстраиваются, узнав о неверности супруга (супруги) и это разрушает брак. Вместе с тем вряд ли прочные браки часто распадаются по одной лишь этой причине; к тому же невозможно установить, не возникает ли внебрачная связь потому, что брак чем-то омрачен, и эта связь оказывается лишь "последней каплей". Из опыта многих консультантов по вопросам брака видно, что разрыв бывает вызван не столько открытием, что у одного из супругов есть связь на стороне (мы никогда не встречали семьи, которая распалась, например, из-за того, что мужчина посетил проститутку), сколько мыслью о его (или ее) эмоциональной (т.е. помимо секса) связи с кем-то другим. Иными словами, для некоторых пар внебрачный секс угрожает интимности их брака как в физическом, так и психологическом смысле. У других супружеских пар внебрачные связи не вызывают беспокойства - они оценивают свой брак прежде всего по своим взаимоотношениям друг с другом и по тому, в какой мере эти взаимоотношения соответствуют их потребностям.

Обзор в Redbook вскрыл еще один интересный аспект внебрачного секса. Среди работающих замужних женщин его распространенность, по-видимому, выше, чем среди домохозяек; у первых (работавших полный или неполный рабочий день вне дома) внебрачные связи отмечены в 47% случаев, тогда как у вторых - только в 27% (Levin, 1975). Остается неясным, означают ли эти цифры, что у работающих женщин более либеральные взгляды или больше возможностей, или же причина здесь в чем-то еще.

Несмотря на увлекательность внебрачного секса, создаваемое им разнообразие и особый привкус "запретного плода", все же, судя по имеющимся данным, как мужчины, так и женщины в целом получают от него несколько меньшее сексуальное наслаждение, чем от супружеского секса (Hunt, 1975). Правда, некоторым людям внебрачный секс помогает избавиться от сексуальных запретов и впервые в жизни проявить себя в полной мере, однако у других он может создать серьезные сексуальные проблемы (Masters, Johnson, 1970, 1976).

В наше время желание участвовать во внебрачном сексе сдерживается еще одним фактором, а именно угрозой ВИЧ-инфекции/СПИДа. Систематических исследований, подтверждающих снижение частоты внебрачных отношений в связи с опасностью ВИЧ-инфекции, пока не проводилось, однако мы полагаем на основании многих сотен интервью, проведенных нами с супружескими парами в период с 1986 по 1990 г., - что такое снижение все же произошло, причем вероятно, процентов на 25 (хотя возможно, что участников наших интервью нельзя считать случайной выборкой). Сокращение внебрачной сексуальной активности более заметно на уровне случайных (одноразовых) сексуальных контактов, но не длительных связей. По-видимому, многие люди, прежде легко вступавшие во внебрачную связь, стали задумываться, следует ли продолжать такого рода практику. Один пример из нашей картотеки свидетельствует именно об этом:

Женщина, 38лет. Прежде, когда мой муж уезжал из города, я часто ходила по вечерам в бары и 5-6 раз в год спала со встреченными там мужчинами. Это не казалось мне чем-то серьезным. По всей вероятности, мой муж делал то же самое. Однако теперь я боюсь заниматься сексом с кем-то, кроме мужа, и сказала ему открытым текстом, что ожидаю от него того же самого. Жизнь слишком хороша, чтобы рисковать ею ради минутной страсти.

ВНЕБРАЧНЫЙ СЕКС ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ

Бывают случаи, когда муж и жена договариваются между собой, что один из них или они оба имеют право на внебрачные сексуальные связи. Мотивы такого решения бывают разными: супруги могут искать способ сохранить свою личную свободу, надеяться повысить качество своего брака, стараясь жить по какой-то собственной философии, или просто пытаться сделать свою жизнь более разнообразной и увлекательной.

Во внебрачном сексе могут быть заинтересованы оба партнера или же один соглашается разрешить другому вести себя по собственному усмотрению, совершенно не намереваясь поступать так самому. Для одних пар разговоры о внебрачном опыте с яркими подробностями служат источником возбуждения, тогда как другие не возражают против внебрачного секса, но при условии, что не будут обсуждать его вместе.

Внебрачный секс по взаимному согласию может принимать различные формы. Авторы одного из бестселлеров "Свободный брак" (O'Neill, O'Neill, 1972) высказали мнение, что традиционный брак дает мало возможностей для выбора или перемен, а потому противопоставили ему "свободный брак" как гибкую форму взаимоотношений между супругами, при которой оба всячески способствуют реализации и развитию как своих собственных устремлений, так и устремлений партнера. Авторы подчеркивают, что в свободном браке (Так называемая "шведская семья") партнеры должны быть готовы договариваться о переменах и заранее отбросить основные представления, связанные с традиционным браком, особенно представление о том, что один партнер в состоянии соответствовать всем потребностям другого (эмоциональным, социальным, экономическим, интеллектуальным и сексуальным). О'Нейлы придают очень большое значение равноправию супругов и их готовности к уступкам, вследствие чего многие сочли, что их книга направлена главным образом на поддержку внебрачного секса по взаимному согласию как некоторому необходимому опыту. Однако позднее они писали (O'Neill, O'Neill, 1977):

Несмотря на некоторые благоприятные результаты, в целом эти опыты (внебрачного секса) не способствовали развитию и улучшению отношений между супругами, так что вряд ли их можно расценивать как полезные. Часто они маскировали проблемы, возникавшие во взаимоотношениях, давали возможность уходить от них и усиливали конфликты.

Тем не менее создается впечатление, что свободный брак как путь к отказу от сексуальной недоступности и ограниченности оказывается успешным для некоторых супружеских пар. Следует отметить, однако, что при свободном браке посторонние сексуальные связи не являются обязательными (Knapp, Whitenhurst, 1978).

В одном исследовании, проводившемся с 1978 по 1983 г., наблюдали за двумя сопоставимыми группами из 82 супружеских пар с целью установить, есть ли существенные различия в стабильности между традиционными и свободными браками (Rubin, Adams, 1986). Хотя число распавшихся браков среди последних было выше (32% против 18%), это различие не было статистически значимым. Особенно интересно отметить, что ревность, по-видимому, не играла большой роли в распаде свободных браков. Как отметили авторы (Rubin, Adams, 1986): "Те супруги из группы свободных браков, для которых ревность оказалась серьезным фактором, обычно не расставались, а предпочитали прекратить секс на стороне (или в некоторых случаях прекратить откровенно говорить об этом)".

Обмен партнерами (свингинг) - еще одна форма внебрачного секса по взаимному согласию. При этом супружеские пары обмениваются партнерами с другими парами с общего согласия всех участников. В большинстве обзоров указывается, что только 2-4% супружеских пар хотя бы раз участвовали в таких обменах и менее половины из них делали это регулярно (Spanier, Cole, 1972; Athanasiou, 1973; Hunt, 1975; Murstein, 1978a).

Обычно об идее обмена партнерами заговаривает муж, а жену, как правило, это приводит к шок (Murstein, 1978a). Лишь немногие пары, обсуждавшие эту идею, пытались реализовать ее; большинство же в последний момент пугаются и не доводят дело до конца.

Иногда супружеской паре предлагают участвовать в обмене партнерами их знакомые, однако чаще это происходит "анонимно". Заинтересованные пары обычно обращаются в специальные журналы или газеты, чтобы поместить в них объявление или откликнуться на имеющиеся предложения. Вот несколько примеров таких объявлений:

Привлекательная пара. Он, 35 лет, мускулистый, мужественный. Она, 25 лет, хорошо сложена, сексуальна. Ищут пары до 35 лет для приятного проведения времени.

Чувственная пара, черные, мужчина 32 и крайне страстная женщина 28 лет, 90-60-90. Ищем пару для совместного проведения времени и развлечений. К ответу приложить фотографии.

Сверхпривлекательная пара - она бисексуалка, 28, красивая, натуральная рыжая; он, 185 см, 80 кг, красив, хорошо сложен. Ищем очень привлекательные пары для дружбы и развлечения. Оба должны быть образованными, прямодушными, нежными, с чувством юмора. Фотографии и номер телефона обязательны.

Такого рода пары объединяются для развлечений либо с другой парой, либо с несколькими парами сразу. Обычно на таких сборищах пьют, а иногда смотрят порнографические фильмы для создания соответствующего настроения. Сексом можно заниматься попарно в разных комнатах за закрытыми дверями; если же двери оставляют открытыми, это означает приглашение войти и присоединиться к развлечению (Murstein, 1978a). В "открытом" варианте обычно участвуют две лесбиянки, тогда как гомосексуальные контакты между мужчинами на таких сборищах случаются реже, а иногда вообще запрещены. Что касается лесбиянок, то их участие, возможно, объясняется тем, что большинство мужчин не могут соответствовать сексуально возбужденным женщинам, которым необходимо испытать несколько оргазмов. Когда мужчины, отдыхая, наблюдают за лесбиянками, они часто вновь возбуждаются. Предположительно, вид других мужчин, занимающихся сексом с их женами (в то время, как сами они этим не занимаются), слишком сильно задевает мужское самолюбие, тогда как вид двух женщин, занимающихся сексом, такого действия обычно не оказывает.

В 1970-х гг. в США существовали частные клубы, где занимались групповым сексом (Talese, 1980). В последнее время, когда люди все яснее осознают, сколь велик риск заражения заболеваниями, передающимися половым путем, подобные секс-клубы исчезают. Практика обмена партнерами имеет и социальный аспект: возникающие на этой почве группы иногда проводят вместе отпуск или праздники, устраивая пикники или выезжая на пляжи.

В разных исследованиях социальный и моральный облик свингеров (т.е. тех, кто участвует в обменах партнерами) выглядят по-разному. Одни изображают их консервативными, верными традициям и религиозными (Bartell, 1971; Walshok, 1971), другие же - как либеральных, нерелигиозных (и даже антирелигиозных) и противников истеблишмента (Gilmartin, 1974). Все, кто изучал свингеров как некую группу, сходятся во мнении, что они обладают большим добрачным опытом, имели до брака больше партнеров и проявляют больший (и более ранний) интерес к сексу (Murstein, 1978a). Хотя нет никаких данных, позволяющих считать обмен партнерами отклонением от нормы, в двух исследованиях было установлено, что свингеры чаще обращаются к консультантам или психотерапевтам (Smith, Smith, 1970; Gilmartin, 1974).

Положительная сторона обмена партнерами состоит в том, что супруги участвуют в некой общей активности, которая действительно исключает двойной стандарт. Супружеские пары получают возможность иметь разных половых партнеров, не обманывая друг друга; некоторые считают, что их супружеская половая жизнь улучшилась. Есть и оборотная сторона медали: большинство пар прекращают участие в такого рода активности после короткого экспериментирования (Murstein, 1978а); иногда обмен партнерами вызывает ревность, ощущение собственной неполноценности, чувство вины, отвращение и даже нарушения половой функции и разводы (Masters, Johnson, 1976).