СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Мифы об изнасиловании

Во многих мифах об изнасиловании ответственность за действия насильника возлагается на женщину (Gager, Schurt, 1976; Metzger, 1976): "женщины втайне желают быть изнасилованными и на самом деле получают при этом удовольствие". Под влиянием таких абсурдных утверждений один насильник представился своей жертве и дал номер своего телефона, чтобы она смогла "встретиться с ним" еще. В результате собственной глупости он был немедленно арестован. В основе этого мифа лежат несколько широко распространенных ложных представлений: "женщины считают мужчин, которые берут их силой, неотразимыми; фантазии женщин на темы насилия свидетельствуют об их сексуальных желаниях в реальной жизни; женщины одеваются и ведут себя вызывающе, чтобы разжечь мужчин, которые оказываются ни в чем не повинными жертвами специально подстроенных провокаций".

С этим мнением о женщине как о подстрекательнице тесно связана расхожая мысль "она лезла на рожон и получила по заслугам". С. Браунмиллер (S. Brownmiller, 1975) комментирует ее следующим образом:

Популярность представлений о том, что женщина соблазняет и дразнит мужчину, толкая его к насилию, или невольно провоцирует насилие неосторожным поведением, это часть дымовой завесы, которую устраивает мужчина, чтобы отвлечь внимание от собственных действий. Чувство незащищенности и вины укоренилось в женщинах так глубоко, что большинство жертв насилия мучительно стараются понять, что в их поведении, манерах или одежде могло вызвать то ужасное, что случилось с ними.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что жертвами насильников становятся женщины, кажущиеся им уязвимыми (например, гуляющие в одиночку, чувствующие себя неуверенно там, где они находятся), а не женщины, выделяющиеся яркими нарядами или манерой поведения (Grossman, Sutherland, 1982/83). Ложность мифа о "провоцировании" становится очевидной, если вспомнить, что жертвами насилия часто оказываются пожилые женщины или маленькие дети (Burgess etal., 1979; Davis, Brady, 1979). Кроме того, такая точка зрения переносит ответственность с преступника на его жертву, поскольку подразумевает, что во избежание сексуального насилия люди должны ходить в старой поношенной одежде.

Даже в наше время жертву часто "обвиняют" в том, что ее изнасиловали. Такое обвинение основывается не только на ложном представлении, что женщина сама подстрекает мужчину к насилию, в его основе лежит еще один миф, согласно которому женщину, если она сопротивляется, изнасиловать невозможно. В подтверждение такой точки зрения обычно приводят две старые поговорки: "девушка с задранной юбкой может бежать быстрее, чем мужчина со спущенными штанами" и "нельзя вдеть нитку в убегающую иголку". Этот юмор совершенно не учитывает ужас, охватывающий жертву насилия, ее страх возможных физических травм, увечий и смерти, ее шоковое состояние и невозможность поверить, что все это происходит с ней. Даже если она не видит никакого оружия, может ли она быть уверена, что оно нигде не спрятано? Осознавая неизбежность изнасилования, многие женщины надеются, что если они "покорятся" напавшему на них мужчине, то им удастся избежать телесных повреждений и быстрее покончить со всем этим (Burgess, Holmstrom, 1976). Однако по иронии нашего законодательства этот разумный способ справиться с ситуацией наказуем: если жертва насилия не представит доказательства физического сопротивления (раны, синяки и т.д.), насильник может уйти от ответственности. Чтобы доказать, что произошло ограбление, никаких признаков борьбы не требуется.

Последний миф, о котором мы здесь упомянем (хотя существует множество других), это убеждение, что женщины часто предъявляют ложные обвинения в изнасиловании. Несомненно, бывают случаи, когда женщины делают это, руководствуясь какими-то скрытыми целями, однако полагать, что все женщины способны на такой поступок, все равно что считать их всех "исчадиямиада". Тем не менее в законодательство многих штатов включено положение, согласно которому для признания факта изнасилования (в отличие отдел о разбойном нападении или ограблении) необходимы показания еще одного лица, называемые подтверждающими (Gager, Schurr, 1976; Lasater, 1988).