Даже в классических "Основах психологии" Уильяма Джеймса "любви"
уделено лишь две странички. Признавая наличие связи между любовью
и "сексуальными импульсами", автор заметил, что "обсуждать эти
детали несколько неудобно" (James, 1890, 1950). Английского
писателя Д. Лоуренса эта тема смущала гораздо меньше. В своем
романе "Любовник леди Чаттерлей" (Lawrence, 1962) он высказывает
мнение, что в любви необходима полная свобода во всех ее аспектах;
иллюстрацией может послужить отрывок из диалога между леди Чаттерлей
и ее любовником Меллорсом:
"Во что же ты веришь на самом деле?" - настаивала
она.
"Я не знаю".
"Ни во что, как и все остальные мужчины,
которых я знала" - сказала она.
Они оба помолчали. Потом он очнулся и сказал: "Да, я верю во
что-то. Я верю в сердечность, особенно в любви; в то, что заниматься
любовью надо с теплым сердцем. Если бы мужчины входили в женщин
сердечно и тепло, а женщины отдавались бы им тоже сердечно,
все было бы хорошо. А эти холодные совокупления несут смерть
и вырождение".
До самого недавнего времени тема любви больше занимала писателей,
поэтов и философов, чем психологов и других ученых. Несмотря
на то что "любовь правит миром", очень немногие сексологи (в
том числе авторы этой книги) занимались этой темой сколько-нибудь
подробно. Тем не менее все мы так или иначе испытали любовь.
Многие из нас мечтали о ней, боролись с ней или блаженствовали
в ее упоительных объятьях. Справедливо также сказать, что большинство
из нас она приводила в смятение. В этой главе мы сосредоточим
внимание на сложных связях между любовью, сексом и браком и
попытаемся хотя бы частично устранить это смущение.