СЕКСОЛОГИЯ | ||||||||||
Персональный сайт И.С. КОНА |
|
Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна вещь, которой природа боится ещё больше. Это -- логическая дихотомия. Тем не менее люди автоматически мыслят такими противоположностями, как горячее и холодное, день и ночь, чёрное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад, наученное и врождённое, наследственность и среда.
Гарри Харлоу и Клара Мире
|
Вы, конечно, помните библейскую историю о сотворении Евы из Адамова ребра. Но в первой главе книги Бытия эта история излагается несколько иначе: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Вместо лестной для мужского самолюбия версии создания женщины "для человека", здесь утверждается одновременность их сотворения или -- страшно подумать -- что наш первопредок обладал как мужскими, так и женскими свойствами.
Поскольку сексуальность тесно связана с продолжением рода, деторождением (на языке биологии и демографии это называется репродуктивным поведением), разговор о ней неизбежно начинается с азов репродуктивной биологии.
В биологических науках слово пол обозначает репродуктивный статус индивида, его функцию в продолжении рода и вытекающие отсюда половые свойства и признаки самцов и самок.
Противоположность и взаимодополнительность мужского и женского начал ярче всего проявляются в анатомии их половых, репродуктивных органов, на основании которых определяется пол новорожденного ребенка. Чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений, напомню некоторые сведения из школьного курса анатомии и физиологии человека.
Мужская половая система, представленная в разрезе на рисунке, состоит из нескольких элементов.
Мужской половой член, по-латыни -- пенис, представляет собой цилиндр, состоящий из двух пещеристых тел и губчатого тела, по которому проходит мочеиспускательный канал (уретра), выводящий из организма мочу и семя. Как подсказывают сами их названия, ткани пещеристых тел и губчатого тела содержат тысячи маленьких пустот, способных сильно расширяться, когда их заполняет находящаяся под давлением кровь. В результате член возбуждается, увеличивается, набухает и отвердевает, "встает"; это состояние называется эрекцией. Когда вызывающий ее стимул ослабевает, вены расслабляются и по мере оттока крови член опадает, возвращаясь в спокойное состояние.
На наружном конце члена расположена утолщенная, отделенная венчиком и покрытая чрезвычайно чувствительной, с множеством нервных окончаний, кожей, головка, которая в спокойном состоянии прикрыта подвижной кожей -- крайней плотью; при эрекции она задирается кверху, обнажая головку. Наиболее чувствительные эрогенные зоны головки -- проходящий по ее краю венчик и расположенная под мочеиспускательным отверстием уздечка. Тело члена менее чувствительно к нежным прикосновениям, но хорошо реагирует на давление. Поэтому большинство мужчин при мастурбации сжимают и поглаживают член, и лишь изредка ласкают головку. Расположенные за венчиком и под крайней плотью сальные железы выделяют пахучее густое вещество смегму. Эта смазка предохраняет чувствительную кожу головки, но в то же время служит хорошей питательной средой для разных бактерий.
Мужские члены чрезвычайно разнообразны по своим размерам и форме. Одни члены длинные и тонкие, другие -- короткие и толстые, одни прямые, другие кривые. При эрекции, один член стоит прямо, другой задирается вверх, третий смотрит вбок. Все эти индивидуальные вариации, нередко вызывающие у мужчин тревогу, вполне нормальны и не мешают осуществлению половой функции.
В мешочке из темной морщинистой кожи -- мошонке находятся мужские половые железы (гонады) -- семенники (тестикулы), в просторечии -- яички, производящие мужской половой гормон тестостерон и мужские половые клетки (гаметы) -- сперматозоиды или спермин, обобщенно -- сперму. Средние размеры каждого яичка -- около 4 см в длину и 2,5 см в ширину, но так же, как и размеры члена, они сильно варьируют. У большинства мужчин левое яичко висит ниже правого.
Первоначально яички у зародыша расположены внутри живота, за лобковой костью, но к концу беременности они спускаются в мошонку. У некоторых мальчиков к моменту рождения одно или, реже, оба яичка задерживаются, не спускаются в мошонку. Часто отставшее яичко позже опускается само, в других случаях требуется хирургическое вмешательство. Наличие только одного яичка не лишает мужчину способности к оплодотворению, но если оба яичка не спускаются, он обречен на бесплодие.
Для сохранения жизнеспособной спермы, температура яичек должна быть на несколько градусов ниже температуры тела. Когда яичкам становится слишком тепло, мошонка отвисает, отдаляется от тела. Напротив, когда температура опускается ниже нормы, а также непосредственно перед семяизвержением и оргазмом, мошонка стягивается и яички подтягиваются вверх, к самому телу.
Яички -- едва ли не самый нежный и чувствительный орган мужского тела. Их сжатие или удар вызывают невыносимую боль. При половом возбуждении, кровь скапливается как в члене, так и в яичках. Если половое возбуждение долго не получает разрядки в форме семяизвержения, набухшие яички могут болеть (так называемые "синие яйца"). Мужчины часто используют этот довод, убеждая женщин не задерживать их сексуальное удовлетворение. Однако через несколько часов эта боль проходит и без семяизвержения.
Произведенная яичками сперма хранится в двух длинных (35--40 см) семяпроводах, откуда в момент семяизвержения (эякуляции) выносится в уретру. По дороге сперма смешивается с вырабатываемой предстательной железой, двумя семенными пузырьками и Куперовыми железами густой беловатой (иногда желтоватой или сероватой) семенной жидкостью, состоящей в основном из сахарной фруктозы, которая служит энергетической базой для движения сперматозоидов, позволяя им добраться через женский репродуктивный путь до подлежащего оплодотворению яйца. Семенная жидкость содержит также естественный антибиотик, предохраняющий женщин от вагинальных инфекций, а мужчин -- от заболеваний уретры.
В среднем мужской эякулят содержит около 300 миллионов спермиев в 3 миллилитрах семенной жидкости. Человеческий сперматозоид движется со скоростью около 1,5 миллиметров в минуту. Во влагалище он может прожить около 2 дней, но способность к оплодотворению яйцеклетки сохраняет только от 12 до 24 часов (в специально замороженном виде сперма может храниться 15--20 лет).
Предстательная железа (простата), окружающая уретру после ее выхода из мочевого пузыря, также вырабатывает семенную жидкость, а расположенные у основания члена Куперовы железы выбрасывают в уретру небольшое количество прозрачной жидкости, нейтрализующей кислую среду уретры, которая могла бы повредить сперме.
Женская репродуктивная система, подобно мужской, состоит из внутренних и наружных половых органов. Наружные половые органы женщины совокупно называются вульвой. Перед вульвой, над тем местом, где сходятся лобковые кости, расположен бугорок Венеры -- покрытая лобковыми волосами жировая складка, защищающая находящиеся за ними чувствительные органы. Лобковые волосы помогают распространению выделяемых вульвой сексуально возбуждающих пахучих веществ феромонов. Как и у мужчин, женские лобковые волосы могут быть разными по цвету, густоте и жесткости.
Форма, размеры, внешний вид и цвет вульвы у разных женщин весьма различны.
Внешними границами вульвы служат две толстые мышечные складки, большие губы, покрытые лобковыми волосами. Подобно мужской мошонке, большие губы содержат потовые железы и снабжены нервными окончаниями, раздражение которых способствует сексуальному возбуждению. При половом возбуждении, губы набухают и увеличиваются в размерах. Между ними находятся две тонкие чувствительные складки, малые губы, которые также обладают способностью к эрекции. Расположенные по обе стороны вагинального отверстия маленькие красновато-желтые Бартолиновы железы выделяют секрет. который увлажняет вульву во время полового возбуждения; без такого увлажнения (любрикации) половой акт становится для женщины болезненным.
В верхней своей части малые губы образуют колпачок, прикрывающий самый сексуально чувствительный женский орган -- клитор (похотник). Анатомически, клитор аналогичен мужскому половому члену, а колпачок -- крайней плоти. Но если мужской член полифункционален, то клитор, как видно из его житейского названия, служит только получению удовольствия; его раздражение вызывает у большинства женщин сексуальное возбуждение, "похоть" и затем оргазм.
Вход во влагалище (вагину) полностью или частично прикрыт девственной плевой, которая разрывается при первом половом акте. В древности многие народы, включая русских, имели специальные обряды проверки девственности, "целости" невесты (отсюда вульгарное житейское название девственницы -- "целка"), путем публичной демонстрации пятен крови на простыне после первой брачной ночи. Однако сохранность или отсутствие девственной плевы не является бесспорным доказательством наличия или потери девственности. У некоторых женщин девственная плева от рождения отсутствует. Кроме того, она может быть повреждена в детстве, в результате травмы. У других женщин она не полностью прикрывает вагинальное отверстие, а у третьих свободно растягивается, так что эти женщины могут сохранять видимость девственности даже при значительном сексуальном опыте. Вообще следует помнить, что девственность, целомудрие, невинность -- понятия не столько анатомические, сколько психологические.
Внутренняя женская репродуктивная система представлена в разрезе на рисунке.
Влагалище (вагина) представляет собой мышечную трубу, которая тянется от вагинального отверстия до шейки матки. Обычно стенки влагалища сдвинуты, но они легко значительно раздвигаются, если нужно вложить в него тампон, половой член или пропустить младенца при родах. Вход во влагалище отличается высокой сексуальной чувствительностью, которой не обладают его внутренние стенки. При половом возбуждении, окружающие вагинальное отверстие ткани наполняются кровью, заставляя влагалище сжимать мужской член. Женщина может сознательно усилить этот эффект, сжимая соответствующие мышцы живота и промежности (об этом речь пойдет дальше).
С вагиной связано немало мифов. Согласно одному из них, маленькая женщина не должна иметь сношений с большим мужчиной, так как его член может причинить ей боль и даже разорвать ее вагину. На самом деле, между размерами мужского и женского тела и длиной полового члена и величиной влагалища нет никакой зависимости. Кроме того, при сексуальном возбуждении вагина удлиняется, что позволяет ей вместить значительно более габаритный член, чем это возможно в спокойном состоянии. Даже в тех редких случаях, когда член действительно слишком велик для данного влагалища, пара может найти приемлемую сексуальную позицию, при которой женщина сможет контролировать глубину проникновения, случаи повреждения влагалища в половом акте чаще всего объясняются не столько объективным несоответствием размеров, сколько неумением партнеров.
Столь же необоснованны страхи, будто в результате спазматического сокращения мышц влагалища при половом акте вагина может намертво "захватить" и не выпустить мужской член. Такие вещи нередко случаются у кошек и некоторых других животных, но не у людей.
Через узкую шейку матки влагалище сообщается с маткой, в которой, как показывает само ее название, происходит развитие зародыша. Матка соединена с яичниками фаллопиевыми (маточными) трубами (яйцеводами), в которых собственно и происходит оплодотворение яйца; бахрома из пальцевидных отростков вокруг входа в фаллопиевы трубы ритмическими движениями помогает продвижению оплодотворенного яйца в матку.
На концах фаллопиевых труб, по обе стороны матки, расположены яичники, которые производят яйцеклетки, а также женские половые гормоны -- эстроген и прогестерон. Яичники начинают производить яйца еще в зародышевой стадии развития ребенка, но в течение всей репродуктивной жизни женщины, от полового созревания до менопаузы, достигают зрелости и покидают яичники лишь около 400 яиц, меньше десятой процента общего числа (сравните с количеством сперматозоидов).
Освобожденную из яичника яйцеклетку бахрома фаллопиевой трубы загоняет в яйцевод и она движется по направлению к матке. Если, находясь в яйцеводе, яйцо оплодотворяется сперматозоидом, оно закрепляется в матке, где со временем превращается в зародыш, если же нет -- оно растворяется и усваивается организмом или же уносится потоком менструальной крови.
Репродуктивные функции и соответствующие половые органы самца и самки фундаментально различны, противоположны и взаимодополнительны. "Среднего", третьего пола биологически нет и быть не может (хотя социально некоторые культуры допускают такую возможность). Индивид, у которого половые органы недоразвиты или который сочетает в себе мужские и женские репродуктивные признаки, неспособен к продолжению рода.
Но можно ли распространить этот альтернативный подход, по принципу "или/или" на все прочие свойства и признаки, связанные или ассоциирующиеся с половой принадлежностью?
Вопрос о природе половых различий и соотношении мужского и женского начал волнует человечество с незапамятных времен, но отвечали на него по-разному.
Какую бы древнюю мифологию мы ни взяли, она вращается вокруг двух полярных идей: противоположности мужского и женского начал и их единства, взаимопроникновения. Причем выглядят они не всегда одинаково.
Во многих мифологиях мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина -- как пассивно-природная сила. Например, в древнекитайской мифологии женское начало "Инь" и мужское "Ян" -- это полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование вселенной. Слово "Инь", которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а "Ян" -- свет, сухость, твердость, активность и т. д. Соединение мужчины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы, облака выступают как яйцеклетки земли, а дождь -- как оплодотворяющая ее небесная сперма. Луна, земля и вода во многих мифологиях трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло -- как мужское и т. д.
Противопоставление мужского и женского -- лишь одна из длинной серии так называемых бинарных (двоичных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье -- несчастье, жизнь -- смерть, чет -- нечет, правое -- левое, верх -- низ, небо -- земля, день -- ночь, солнце -- луна, светлое -- темное, свое -- чужое, старшее -- младшее и т. д.
Метафоры мужского (маскулинность) и женского (фемининность) у разных народов различаются как по степени своей разработанности и значимости (например, средиземноморские народы имели более детальные представления об этом и придавали им большее значение, чем народы Северной Европы", так и по содержанию. Отчасти это связано с половым разделением труда.
Например, хотя в скотоводческом хозяйстве средневековой Монголии имелись мужские и женские виды труда, жесткой границы между ними не было, их исполнители были взаимозаменяемы и равноправны. Такое же равенство существует и в мифологии: небо (отец) дает человеку душу, а земля (мать) -- тело. У каждого человека есть предки по кости (отца) и по крови (матери), причем и тех и других необходимо знать и почитать. Напротив, японская мифология, как и общественная жизнь, всячески подчеркивает мужское лидерство, женское начало считалось подчиненным и второсортным. А в тибетском тантризме они выглядят взаимодополняющими энергетическими принципами. Хотя женское начало (абсолютная интуиция) подчинено мужскому (метод познания), друг без друга они бессильны. Женщина не может стать "на путь Будды", для этого ей пришлось бы переродиться в мужчину. Однако и мужчина не может достичь совершенства, не реализовав заложенной в нем женской природы. Женщина как активно-творческое начало представлена в многочисленных материнских культах, образах индуистской богини Кали, древнеегипетской Изиды и т. д.
Наряду с различием и противоположностью полов в мифологическом сознании широко представлена идея андрогинии, двуполости, совмещения мужского и женского начал в одном лице. Двуполыми были многие божества. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты Гермафродит, в древнеиндийском -- Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском -- Ра, совокупившийся сам с собой ("упало семя в мой собственный рот"). Андрогинные божества нередко изображались с двойным набором половых признаков -- Шива в Индии, бородатая Афродита. Во многих мифологиях двуполыми считались предки первых людей, этим подчеркивались их единство и цельность.
Согласно древнекитайской мифологии всякое человеческое тело содержит в себе как мужское, так и женское начало, хотя в женщине больше "Инь", а в мужчине -- "Ян"; на разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает тантризм.
Тема андрогинии и перемены пола представлена во многих обрядах. У древних австралийцев инициация мальчика включала его временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских народов (масаи, нанди, нуба и др.) посвящаемых переодевали в женскую одежду, а у южноафриканской народности суто одевают в мужское платье инициируемых девочек. Ритуальное превращение юношей в женщин существовало у папуасов Новой Гвинеи, островитян Торресова пролива и т. д. Распространенный обычай ритуальной наготы инициируемых мальчиков в течение периода их сегрегации от женщин часто интерпретируется как знак асексуальности посвящаемого, который, прежде чем обрести определенный пол, проходит фазу обладания свойствами обоих полов. Символическая инверсия, переодевание мужчин в женскую одежду и обратно, характерна и для многих архаических праздников.
Формирование образов мускулинности и фемининности начинается с фиксации различий в форме противоположных взаимоисключающих понятий: "добро или зло", "день или ночь", "мужское или женское". Затем этого становится недостаточно, жесткие парные оппозиции превращаются в континуумы, где крайности последовательно переходят друг в друга. А когда выясняется, что любой объект можно категоризировать не по одному, а по множеству разных континуумов, мир из плоскостного и черно-белого становится многомерным, объемным и многоцветным.
Это полностью относится и к понятиям "мужского" и "женского". Их содержание определяется не столько биологией, сколько культурой и всегда многозначно.
Понятия "пола", "половой принадлежности" часто путают с грамматическим родом. Но по меткому выражению одного знаменитого лингвиста, грамматический род -- одна из наименее логичных и наиболее противоречивых грамматических категорий. В некоторых языках, например в грузинском, грамматического рода нет вовсе. В других языках эта категория применяется только к одушевленным существам, но не к вещам. В третьих, как в русском, наряду с мужским и женским существует еще средний род. Грамматический род слова и пол обозначаемого им существа часто не совпадают. Немецкое слово "das Weib" -- женщина -- среднего рода; во многих африканских языках слово "корова" -- мужского и т. д. и т. п.
Тем более неоднозначна категория пола в науке. Даже если ограничиться биологией, половые различия подразумевают не только репродуктивные свойства и репродуктивное поведение самцов и самок, но весь связанный с ними спектр так называемого полового диморфизма, то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей одного и того же биологического вида в зависимости от пола. В конечном счете, все эти особенности уходят своими корнями в особенности полового размножения. Но вопрос этот необычайно сложен.
Согласно теории московского ученого В. А. Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя противоположные тенденции: наследственность -- консервативный фактор, стремящийся сохранить у потомства родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную "память", а самцы -- оперативную, временную "память" вида. Поток информации от среды (изменение внешних условий) сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь затем, после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого "инерционного ядра" популяции, представленного самками.
Поскольку самцы воплощают принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида сначала возникают у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.
Теория В. А. Геодакяна привлекает своей логической стройностью и подтверждается солидными научными данными. Но половой диморфизм неодинаково проявляется у разных видов, причем варьирует не только степень различий между самцами и самками, но в некоторых случаях и характер, направление этих различий.
Понимание филогенетических функций полового диморфизма само по себе не отвечает на вопрос, как именно и насколько он проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Половые различия существуют на всех уровнях развития и функционирования организма. Но наряду с альтернативными, взаимоисключающими свойствами (один и тот же индивид не может в норме одновременно обладать и мужскими и женскими половыми органами), существует множество качеств, одинаково присущих обоим полам, и таких, где различия между ними только количественные. Это касается как соматических (телесных), так и поведенческих свойств, которые, кстати, часто не совпадают.
Первоначально, по своим генетическим задаткам, все организмы бипотенциальны, то есть могут развиваться как по женскому, так и по мужскому типу. Некоторые рыбы даже могут многократно изменять свой морфологический пол, превращаясь из самцов в самок и обратно.
Чем выше уровень развития вида, тем сложнее детерминация половой принадлежности его особей и тем многограннее связь половой дифференциации с другими аспектами развития. Более сложяый онтогенез и более разнообразная, индивидуализированная деятельность порождают и большее число индивидуальных вариаций в психике и поведении, не укладывающихся в рамки формулы: мужское или женское.
При изучении половой дифференциации у человека нельзя не учитывать также социально-исторических факторов. Кажется весьма заманчивым "вывести" из полового диморфизма не только психофизиологические различия между мужчинами и женщинами, но и существующие формы полового разделения труда. Однако из социологии и этнографии известно, что половые роли и половое разделение труда зависят от множества конкретных социальных и экологических условий, а из психологии -- что маскулинные и фемининные черты во многом определяются характером жизнедеятельности индивидов.
Поэтому наряду с биологическим понятием пола, в современной науке существует категория социального пола, обозначающая совокупность социокультурных и поведенческих характеристик индивида, определяющих его личный социальный и правовой статус как мужчины или женщины. Чтобы отличить это понятие от биологического пола, социальный пол обозначают заимствованным из англоязычной литературы термином "гендер" (от латинского слова gender -- грамматический род). "Гендерные исследования", составляющие один из важнейших разделов современного обществоведения, в отличие от биологии полового диморфизма, изучают социальные и культурные различия в положении и поведении мужчин и женщин в конкретной социокультурной среде.
Но и это еще не все. Чтобы понять реальное поведение мужчин и женщин, нужно знать не только его биологические константы и социальные факторы, такие, как половое/гендерное разделение труда, особенности воспитания мальчиков и девочек и т. д., но и то, как все это отражается и преломляется в человеческой психологии: как происходит осознание индивидом своей половой принадлежности, выработка соответствующего самосознания, уровня притязаний, самооценок и т. д.
Причем здесь ничего нельзя принимать на веру. Одним из самых опасных и живучих последствий многовекового социального неравенства женщин является сексизм -- реакционная система социальных стереотипов, убеждений и верований, которые абсолютизируют и биологизируют половые различия, утверждая превосходство одного пола над другим и тем самым обосновывая социальное неравенство мужчин и женщин. По своим идеологическим функциям в отношениях между полами сексизм аналогичен расизму в отношениях между расами и этносами.
Хотя эти вопросы, на первый взгляд, кажутся абстрактно-академическими, они имеют огромное практическое значение для правильного понимания особенностей мужской и женской психологии.
В XIX веке мужские и женские черты считались взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина -- "синий чулок" и т. п.). Постепенно, по мере социальной эмансипации женщин, жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств.
Например, соревновательные виды спорта издавна считались мужскими, а женщины-спортсменки обычно обнаруживали низкие показатели по традиционным измерениям фемининности, их характер выглядел скорее маскулинным. В ряде случаев это подтверждалось и эндокринологически. Однако исследование группы канадских теннисисток и гандболисток и сравнение их со спортсменами-мужчинами показали, что эти девушки сочетают целый ряд "маскулинных" качеств (соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе и т.д.) с высоким уровнем фемининности в других аспектах. То есть фемининность и маскулинность необязательно исключают друг друга.
Хотя стереотипы маскулинности и фемининности историчны, они отличаются большой устойчивостью. За последние 20 лет американские женщины добились заметных успехов в борьбе за равноправие с мужчинами в труде и общественной жизни. Однако представления американцев о реальных и желательных свойствах мужчин и женщин изменились очень мало: мужчины по-прежнему считаются "агрессивными", "трудолюбивыми" и "способными к лидерству", а женщины -- "чувствительными", "эмоциональными" и "заботящимися о внешности". Причем мужские стереотипы меняются медленнее, нежели женские.
До недавнего времени было принято считать гендерные особенности однозначными, намертво связанными с половой принадлежностью индивида. Если женщина пассивна и нежна, то она будет таковой в любых ролях и ситуациях. Но это совсем не обязательно. Мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом не в вакууме, а в конкретных социальных ролях, причем характер гендерной, полоролевой дифференциации в разных сферах деятельности, например на производстве и в семье, сплошь и рядом не совпадает.
Не менее важны макросоциальные исторические условия. Считается, к примеру, что потребность в достижении у женщин ниже, чем у мужчин, и современные "деловые женщины" -- явление совершенно новое, беспрецедентное. Но, может быть, дело не столько в стремлении к успеху, как таковому, сколько в специфических соционормативных рамках такого поведения? Великосветские львицы бальзаковской эпохи были не менее энергичны, властолюбивы и жестоки, чем их мужья и любовники. Однако в тех исторических условиях честолюбивая женщина могла сделать карьеру только опосредованно, подыскав соответствующего мужа или организовав своими, специфически женскими, средствами его социальное продвижение. Сегодня эти ограничения отпали. Женщина может сама, без посредства мужчины, добиться высокого социального статуса, и это существенно меняет мотивацию и характер взаимоотношений мужчин и женщин, при тех же самых природных задатках и различиях.
|