Р. Оганян ТЕМНАЯ СТОРОНА ЛЮБВИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Эротические отклонения и брак
Что такое, собственно говоря, брак? Римско-католическая церковь определяет
его как священный союз, навечно (до конца жизни?) заключенный между крещеными
мужчиной и женщиной. Похожее описание брака дают и "нормативные документы"
православной церкви. Но при этом не учитывается то обстоятельство, что
"множественные" или полигамные браки фактически существуют и существовали,
видимо, всегда. И когда мы попытаемся отделить этот тип общежития людей (брак)
от других типов, то получится полная невнятица - четкой границы тут нет.
В прошлом имелись такие описанные формы брака, согласно Полу Холсэлу (Paul
Halsall, 1996):
- один мужчина и много женщин (примеры тому - древние исламские страны и
древний Израиль);
- один мужчина и одна "главная женщина" плюс еще несколько женщин (некоторые
исламские страны и племена Юго-Восточной Азии);
- одна женщина и несколько мужчин (не надо завидовать, такое существует
только в Непале, из-за недостатка женщин);
- большая разница в возрасте мужа и жены, когда ему в момент вступления в
брак около 30, а ей - около 15 лет (древние Афины, Италия в период
Ренессанса);
- примерно одинаковый возраст мужа и жены, но при этом до заключения брака
они практически не были знакомы (в некоторых ортодоксальных еврейских общинах,
во многих общинах Индии и Китая);
- моногамный брак, в котором муж и жена "любят" друг друга и дают друг другу
обещание верности (это современная "норма", установившаяся в Европе во времена
протестантской Реформации).
И во всех этих случаях отношения между мужчиной и женщиной называются
"браком". Что же здесь общего?
- Совместное проживание;
- признание со стороны общины или общества;
- обычные, принятые нормы поведения;
- некоторая доля церемониальности;
- некоторая продолжительность во времени.
А необязательными для брака оказываются такие факторы:
- официальное признание и регистрация (например, в Шотландии и до сих пор
можно вступить в брак по "обычаю и признанию");
- любовь;
- наличие детей - они желательны, но не всегда рождаются в браке;
- моногамия;
- - постоянство, поскольку развод или длительная разлука супругов
допускаются в большинстве обществ.
Причем во всех случаях само собой разумеется, что брак заключается между
разнополыми людьми. Но в истории есть свидетельства существования такого союза
однополых людей, который обладал многими признаками, характерными для "обычного"
брака, а именно:
- совместное проживание;
- публичная или тайная церемониальность;
- признание со стороны общины или общества;
- продолжительность во времени.
Кроме того, на протяжении истории далеко не все члены общества могли вступать
в полноценный брак - вспомнить рабов в Древнем Риме или крепостных крестьян в
России. Мужа могли запросто продать отдельно от жены - вот вам и все совместное
проживание...
В Египте в 1964 году была обнаружена гробница Нианкханума и Ханумхотепа. В
гробнице оказались два мужских захоронения в одной камере. Причем имена этих
людей значились в списке прислужников фараона Нусера из Пятой династии под одним
и тем же обозначением "хранителей ногтей фараона". В переводе на современный
язык, они были придворными маникюристами. Был ли брак между ними? Трудно
сказать, но связь этих мужчин явно выходила за рамки случайных и частных
отношений.
В древней Спарте ученики, как правило, были любовниками своих наставников,
при этом жили в доме учителя, чтобы постоянно наблюдать "образцы" его поведения.
А если юноша не имел близких родственников, то его представлял общественному
собранию его старший любовник - практически на тех же правах, на которых в
галантном веке муж представлял высшему свету свою жену.
Плутарх писал, что триста горгидов, все связанные меж собой публичной клятвой
любви и дружбы, участвовали в битве при Мантинее на стороне царя Македонии
Филиппа (отца Александра). Сам царь, обозревая потом поле битвы, обнаружил, что
все триста имели смертельные раны в груди, и сказал:
"Проклятие тем, кто плохо думал об этих людях" (Плутарх, "Пелопиды").
Следовательно, в древней Греции существовали однополые взаимоотношения,
легализованные посредством некоей публичной церемонии и имевшие достаточную
продолжительность. А вот чего недоставало в этих отношениях, чтобы считать их
полноценным браком, - это отсутствия каких-либо имущественных обязательств и
общего хозяйства.
В античной римской и греческой литературе принято считать, что
гомосексуальность была просто выражением полового влечения (в основном в высших
слоях общества), но отделена от длительных отношений и брака. Это следует, в
частности, из текстов Катулла и Марциала. Однако интереснее и значительнее
культурный аспект брака, а не чисто официальный, законодательный.
В китайской литературе имеется масса свидетельств о длительных
гомосексуальных привязанностях. Ли Ю, китайский хронист XVII века, описывает
историю двух мужчин, ставших "мужем и женой". О подобных же фактах писал и
историк Шень Дэфу примерно в тот же период. Хотя автор ясно дает понять, что
речь идет о сексуальных взаимоотношениях, он отмечает, что один назывался
"приемным старшим братом", а второй - "приемным младшим братом".
И в современном Китае заключались гомосексуальные браки. В газете "Boston
Globe" описан произошедший уже в нашем веке случай брака между Йе Чингом 26 лет
и Ли Линь Хинем 30 лет от роду. Это говорит, по-меньшей мере, о том, что желание
европейских и американских геев и лесбиянок вступать в брак не является
результатом относительной современной терпимости к гомосексуальности, а отражает
достаточно распространенное в мире стремление гомосексуальных людей.
В Японии гомосексуальные связи имели еще больший общественный вес, чем в
Китае. В самурайской литературе описано множество случаев однополой любви, но
она не подходит под характеристики брака. Но это не значит, что японский вариант
гомосексуальной связи игнорировал брак. В XVII веке гомосексуальность была в
Японии достаточно привычной нормой и регулировалась определенными поведенческими
стандартами. В гомосексуальной связи старший партнер обеспечивал социальное
признание, а ученик должен был проявлять усердие в усвоении самурайского кодекса
поведения.
У Мишеля Монтеня, позднесредневекового мыслителя и автора знаменитых
"Опытов", есть описание гомосексуального брака между двумя португальцами,
заключенного при соблюдении всех официальных церемониальных подробностей... в
эпоху безраздельного главенства Католической церкви!
Дословно у Монтеня сказано: "В тот день я встретился с человеком, который
рассказал мне следующее... что того же дня 18 марта 1581 года пришли в церковь
двое, оба мужчины. Они были португальцы, и они стояли, мужчина с мужчиной, рядом
друг с другом на мессе, и заключили там брачный союз, а потом отправились спать
вместе, в одной постели. Это были приверженцы некоей особой португальской секты,
и впоследствии, как я помню, восемь или девять человек из этой секты сожгли на
костре..."
В современности первой признала падение всевластия принятой модели двуполого
брака Дания. В начале 1990-х годов там был утвержден закон, согласно которому
признавались однополые браки. К концу 1995 года количество их достигло 3000.
Однако и там сохранились многие ограничения свободы для однополых пар: они не
могут взять приемных сына или дочь, не могут прибегнуть к искусственному
оплодотворению или оплодотворению в пробирке, а также не могут венчаться в
церкви. Кроме того, хотя бы один из "брачующихся" должен быть гражданином Дании.
Похожие законы вскоре собираются принять и другие скандинавские страны.
Закон о признании гомосексуальных браков был отклонен президентом Клинтоном в
1996 году, а в России вообще не предлагался на уровне хотя бы Госдумы.
Надо учесть, что гомосексуальные браки существовали (конечно, в
не вполне признанном обществом виде) всегда. Вопрос в том, как в данном
конкретном обществе найти для него оптимальную форму?
В современной России однополые браки незаконны. Но насколько вообще
необходимы гомосексуалам или лесбиянкам законные основания для их союза? Ведь
какой смысл в заключении брака между однополыми людьми? Только в неких
материальных обязательствах? Или, как в случае нашего отечества, в получении
пресловутой прописки за счет такого брака?
Видимо, некоторые минимальные разумные ограничения в данном случае не могут
считаться существенными нарушениями прав личности. Ведь в цивилизованных
сообществах давно уже действуют подобные законы в отношении алкоголя (можно пить
сколько угодно у себя дома, но нельзя буянить в общественных местах), наркотиков
(нет уголовного преследования за наркоманию, но в общественных местах этим
заниматься нельзя), порнографии (проституция и порнография могут быть
легализованы, но ограничены рамками определенного места или времени показа, и т.
д.). В США к этим явлениям практически приравняли и курение (там нельзя курить в
общественных учреждениях, а теперь еще и в самолетах, которые не принадлежат
США, а также не принадлежат, но взлетают или приземляются в США).
Думается, на сегодня основной проблемой брака как формы сожительства в России
является именно официальное признание его как основания для приобретения
некоторых прав. "Незарегистрированные" муж и жена еще не так давно не могли
поселиться у нас в одном номере гостиницы и не имели множества других
естественных гражданских прав.
Так что решать проблему узаконивания гомосексуальных пар надо с упорядочения
законодательства о союзах между людьми вообще. Для большинства молодых жителей
мегаполисов традиционная форма брака уже не является нормой. Во-первых, женщины
научились неплохо зарабатывать и содержать себя и свое дитя самостоятельно,
во-вторых, сексуальная стабильность пар в условиях свободы подвергается большим
испытаниям. Раньше супружеских измен было, возможно, не меньше. Но они
вынужденно сглаживались и игнорировались, из-за трудностей с жилплощадью и
проблем с дележом скудного заработка. Но сегодня у значительной части жителей
крупных городов (Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска и т. д.) эти проблемы
ограниченных возможностей отчасти сгладились, и оказалось, что брак в прежнем
его понимании уже мало чем обусловлен в социальном смысле. И самое важное, что
остается в проблеме брака - это права детей.
Сегодня от признания государством и обществом данной семьи зависят ее права
на усыновление ребенка, на совместное владение и распоряжение имуществом, но
вовсе не сами любовные отношения, возможность их реализации, в том числе и их
узаконенность, которая на сегодня официально уже не требуется и ее отсутствие не
преследуется.
Отсюда вывод - общество должно окончательно признать давно известные реалии
(проституция, многоженство, гомосексуальность), однако выделить "под них" некий
особый статус. Если, к примеру, захотят обвенчаться две лесбиянки, то здесь
может вступить в силу то же правило, что и в Дании: валяйте, девчонки, вступайте
в брак друг с дружкой, только учтите, что брать на воспитание ребенка вам не
разрешено или же разрешено по особому распоряжению судебного органа... Возможно,
на взгляд "объекта" правового ограничения это жестоко, но это может оказаться
наиболее безопасным вариантом с точки зрения интересов общества. Ведь в компании
с двумя гомосексуальными мамами или папами ребенок тоже вряд ли вырастет
приспособленным к жизни в обществе, которое в подавляющем большинстве своем
гетеросексуально.
Это кажется очевидным, но многие гомосексуалы думают иначе и стремятся
усыновить ребенка из приюта. В свою очередь, общество опасается, что если
гомосексуал берет на воспитание мальчика, то не вырастит из него ничего, кроме
юного сексуального партнера для себя... Во всяком случае, в США еще с 1986 года
постоянно возбуждаются процессы, в которых однополые пары пытаются доказать свое
право на заключение брака. Как правило, все эти процессы были истцами проиграны.
Дело в том, что до недавнего времени такие браки не были прямо запрещены
американским законодательством, просто признавались браки только между мужчиной
и женщиной. Чтобы поставить упреждающий заслон на пути судебного признания
однополых браков, большинство штатов уже приняли конституционные законы, прямо
запрещающие гомосексуальные браки.
Постхристианское общество (да простят автору такой неологизм) еще не готово
говорить о гомосексуальном браке серьезно, зато парламентская фракция ЛДПР на
полном серьезе выносит на обсуждение в российской Думе закон о признании
многоженства. Ясное дело, что привычный институт брака больше "не работает", но
это еще не значит, что законы можно менять с кондачка, не оглядываясь на
сложившиеся традиции и реалии. А они в России таковы: очень немногие мужчины
могут позволить себе поддерживать две семьи (и более) - как в смысле
материальном, так и в сексуальном. В крупных городах складывается иная схема:
когда один из супругов (обычно более сексуально активный) имеет еще одного
партнера (или нескольких), что не сопровождается созданием семьи, обладающей
необходимыми признаками, которые были названы выше - совместное проживание,
определенная церемониальность и т. д.
Увы, даже развитые общества вынуждены сегодня сохранять минимальные
ограничения в отношении лиц с нетрадиционной ориентацией и половым поведением, и
лишь исключительно с целью защиты прав "полового большинства" от "меньшинств".
Наверно, это не самое лучшее решение, во всяком случае, для людей с эротическими
отклонениями, но автор убежден, что лучшее - враг хорошего.
Надо понимать, что не только "консервативное" общество должно идти на
компромисс, на компромисс должны согласиться и сами геи и лесбиянки, если они,
конечно, хотят жить в гетеросексуальном (в основном) обществе. Вероятно, иного
пути пока не дано.
|