ПОРНОГРАФИЯ (греч. pornos - развратник и греч. grapho - пишу): вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни, скабрезное ее изображение с сексуальным содержанием. Оно может быть как словесным, так и наглядным.
Реакция мужчин и женщин на порнографию:
- Мужчины больше, чем женщины, заинтересованы в выискивании и рассматривании недвусмысленных изображений секса. Женщины обычно отклоняют возможности посмотреть порнографию, за исключением случаев, когда они чувствуют себя в исключительной безопасности (особенно в компании любимого мужчины).
- Мужчин больше, чем женщин, привлекает изображение анонимного, механического, анатомического, похотливого и группового секса, особенно сцены, где женщины молоды и подвергаются насилию, унизительному обращению или другим образом используются как чисто сексуальный объект. Для женщин более интересны сцены, ориентированные на романтику, любовные переживания и личные отношения.
- Визуальная порнография явно интереснее мужчинам; женщин обычно в большей степени привлекает звуковая или письменная информация (особенно детальные описания участников и их взаимоотношений). Вероятно, это отражает обычно большую зрительно-пространственную ориентацию мужчин по сравнению с предпочтительно вербально-семантическим восприятием женщин [Gillan, Frith, 1979].
Общепризнанного и удовлетворяющего всех определения порнографии нет и, очевидно, быть не может, потому что:
- В каждом обществе, у каждой социальной группы и, наконец, у каждого человека есть собственное (четкое или нет, искреннее или лицемерное, компетентное или некомпетентное, определяемое терпимостью или нетерпимостью) представление о том, что такое порнография, "так как пределы чувства стыда меняются в зависимости от возраста, социальной принадлежности, общественных условий и эпохи" (Лаутман Р., Шетше М. Порнографическое вожделение. 1990). То, что принимается одним обществом, например, как художественный акт, для другого является порнографией. То, что в доме божьем могло бы возмутить, возбуждает в доме терпимости. То, что одному кажется вполне невинным, для другого - отталкивающе. Это связано с тем, что:
- Традиционные представления изменчивы, и вследствие этого лишь с трудом можно четко определить или охватить в некой общей дефиниции то, что нарушает господствующие нормы и потому считается противоречащим традиции.
- Понятия о том, что является нетрадиционным, бесстыдным и скабрезным, сами по себе весьма расплывчаты. Социолог Р. Лаутман полагает:
"В области секса скабрезным является то, что таким считается - только это можно утверждать с уверенностью". Общество (или социальная группа, или человек) устанавливает, что можно считать скабрезным, предосудительным, неприличным. На область секса, которая сама по себе не является скабрезной, навешивается соответствующий ярлык. "Ничто не является порнографией само по себе" (Столлер Р. Извращения. 1979), и только подход, обозначения, оценка, фантазия делают секс порнографией. Порнография - это то, что так ею называется.
- Очень трудно определить и проверить, что же действительно задевает принятые представления и чувства одного человека, многих или всех людей.
- Отношение к сексу и его оценка у разных людей, разных социальных групп, народов, в рамках разных идеологий и религий разные. Если сексуальность подавляется, то гонениям подвергаются и изображения сексуального содержания. В чопорном обществе авторам эротической литературы приходится трудно. Если в обществе лицемерие в отношении секса является всеобщим, то в нем процветает скрытая П. Если по отношению к наслаждению, радости превалирует враждебность, то в таком случае откровенная, возбуждающая эротика не имеет никаких шансов. В своей книге "Удовольствие от секса" (1972) А. Комфорт дает ироничное определение порнографии как литературы о сексе, "которую кто-то хочет запретить". Фактически порнография часто дефинируется в соответствии с законами.
- С одной стороны, секс - это всеобщее явление, но с другой - он всегда рассматривается в особом контексте. Изображение стоящего мужского члена в учебнике по анатомии не дает повода для сексуального возбуждения, однако у эксгибициониста - это причина публичного скандала, на нудистском пляже - редкость, в работе - помеха, в индийской скульптуре - искусство, у африканской статуэтки, олицетворяющей плодородие, - символ, в газете - нечто неблаговидное, в порнографии - норма и, наконец, в интимной ситуации - радость.
Спорные моменты при определении понятия порнографии:
- Искусство или нет
То, что считается искусством, не может быть порнографией. Первое - чистое, ценное, узаконенное; второе - грязное, примитивное, не представляющее ценности, предосудительное. Изображающая обнаженную натуру картина мастера - это не порнография (даже если в свое время его проклинали за нарушение традиций), в т.ч. и фотография того же содержания. Однако критерий художественности дает лишь приблизительный масштаб оценки качества и содержания. Различие остается формальным и произвольным, не говоря уже о том, что между искусством и неискусством пролегает "серая зона" и что "границы между высокохудожественной эротической литературой и порнографией текучи" (Попп В. Порнография. 1990).
- Примитивно или нет
Отождествление порнографии с примитивом справедливо во многих случаях, однако оно не может быть критерием различия, т.к. и здесь трудно провести границу и весьма откровенное изображение (например, сексуальное насилие в отношении детей) вовсе не всегда должно быть примитивным. Многие порнографические произведения ужасают, т.к. они профессионально плохо сделаны, но и профессионализм не может служить оправданием порнографии.
- Насилие или нет
Для многих насилие является основным критерием: отвергая порнографию, они выступают против насилия. Однако, с одной стороны, насилие проявляется во многих сферах и с ним надо бороться именно как с насилием, а не как с чем-то имеющим отношение к сексу; и с другой стороны, во многих случаях "порно" вообще не несет в себе насилия или только в скрытой форме (мягкое порно).
- Сексуально возбуждает или нет
Сексуальное возбуждение часто включается в определение понятия порнография как ее цель и назначение. Но в этом есть противоречие: конечно, намерение возбудить может присутствовать, но на одного это подействует, а на другого нет. Далее, трудно, даже невозможно, эмпирически проверить само наличие нет. Далее, трудно, даже невозможно, эмпирически проверить само наличие как намерения стимулировать, так и возбуждающего воздействия. В-третьих, люди получают чувственное и сексуальное возбуждение от многих вещей, и при этом никому не приходит в голову говорить о порнографии. Наконец, сексуальное возбуждение ни в коем случае не является предосудительным, и много того, что связано с эротикой, заслуживает не отрицания, а признания именно потому, что оно возбуждает.
- Задевает или нет
Для многих важнейшим критерием является то, что порнография унижает человеческое достоинство, прежде всего женщины, и вообще негуманна. Но это также критерий качественной оценки, допускающий субъективное толкование. Как только в определение понятия входит моральная оценка, оно теряет свой констатирующий, описывающий явление характер и практически не может быть использовано.
В отношении порнографии зачастую используются определения, которые нельзя
проверить и не имеющие научной ценности. Они допускают всевозможные толкования. С другой стороны, нет недостатка в попытках дать рациональное определение понятия порнографии. Примеры (по материалам дискуссии в берлинском журнале "Fiir Dich" - "Для тебя". 1990):
"Порнография - это сексуализированное изображение женщины, иногда также и мужчины, причем сексуальность здесь связана с унижением и насилием. Порнография является зеркалом общественных отношений, и в этом смысле через нее общество, где доминируют мужчины, создает себе представление о женщинах. Представление о женщинах, которые никогда не говорят "нет", об существах низшего разряда, с которыми можно соответственно обращаться. Чрезвычайное распространение порнографии, таким образом, является реакцией мужчин на попытку женщин отвоевать себе больше свободы и права на самоопределение" (А. Шварцер).
"Под порнографией я понимаю детальное изображение - словами или наглядно - сексуальных действий, когда о действующих лицах намеренно ничего не сообщается, так что возникает простор для фантазии потребителей. По-моему, порнография не дает образ сексистской женщины, а лишь обслуживает его. Сексистской является не порнография, а потребитель или потребительница. Распространение сексизма коренится в общественных отношениях, когда отношения между полами - это отношения господства и подчинения" (К. Шенк).
"Если говорить о порнографии, то для меня это изображение из ряда вон выходящего, т.е. сексуальной практики, связанной с жестокостью и страхом, включая секс с детьми или животными. Для такого рода продукции типично стремление служить грубым, примитивным возбуждающим средством и таким образом получать прибыль" (Л. Арезин).
"Порнография - это детальное словесное или наглядное изображение однозначно сексуальных или сексуально-генитальных действий одного человека или многих людей с самим собой, между собой, с объектами или животными. "Сюжет", если таковой вообще есть, служит единственно тому, чтобы подвести к сексуальному акту, или обрамляет его. Действующие лица нужны исключительно "для дела" и от темы не отклоняются. Личности "действующих лиц" не имеют никакого значения, они - только делают или реагируют, т.е. являются "сексуальными объектами" (X. Бозински).
В проекте направленного против порнографии закона говорится:
"Порнография - это преуменьшение и превознесение, но явно унижающее достоинство, имеющее сексуальное содержание, изображение женщин и девушек, словами или наглядно, которое включает один или несколько следующих элементов:
- изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки испытывают унижение и боль;
- изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки подвергаются насилию - вагинально (половым путем), анально или орально;
- изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки совершают половой акт с животными или предметами - вагинально или анально;
- изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки заковываются в цепи, их бьют, им наносят ранения, над ними издеваются, их уродуют, расчленяют и вообще всячески насилуют" (Шварцер А. О любви и ненависти. 1992).
Несмотря на все различия в определении и оценке порнографии, представляется возможным выделить некоторые существенные признаки, которые необязательно, но все же во многих случаях относятся к порнографии:
- Порнография ставит на первый план и предпочитает изображать исполнение секса, а путь к нему и связанные с этим переживания и радости не показывает вовсе или представляет в урезанном виде. Действующие лица хотят секс всегда и немедленно, они желают того, что с ними делают. То, что происходит потом, чаще всего отсутствует. Тем самым порнография сужает сферу сексуального, делает ее односторонней и эротику низводит до уровня непосредственного сексуального освобождения.
- Порнография сосредоточивается на инструментализации полового акта. Такие важные для любви и эротики факторы, как личность человека, его социальное положение и физическое состояние, порнографию не интересуют совсем или очень мало. Качество мужчины оценивается силой его члена, его эрекции, его извержения. Мужчина - это его пенис; женщина - это вагина (половой орган), окруженная плотью, украшенная волосами, это губы, груди, зад. Других достоинств, которые можно оценить как сексуальные, нет. Человек лишается своей индивидуальности, которая во всех случаях сводится к внешности или подвергается грубой типизации. Человек становится орудием секса.
- Порнография совершенно бездумно и произвольно превозносит сексуальную потенцию.
- Порнография опрокидывает все ограничения, преодолевает все, что можно помыслить и исполнить, не знает никаких табу и использует притягательность запретного. Нет ни одного аспекта человеческой сексуальной жизни, который не был бы изображен. Именно это сметание границ на многих действует возбуждающе, воспринимается ими как захватывающее приключение, доставляющее удовольствие зрелище, даже как бунт. В то же время порнография абсолютно некритична - как к отдельным людям, так и к общественным отношениям, т.е. она чрезвычайно удобна.
- Чтобы быть или казаться многообразной и использовать возбуждающий эффект особенного и незнакомого, порнография основное внимание уделяет отклонениям от нормы, всему яркому, экзотическому, необычному.
- Порнографии присущи особая композиция изображения и свои язык, а именно порнографический, который нельзя просто свести к вульгарной или грубоватой разговорной лексике. Напротив, это искусственный язык, соответствующий названным признакам, т.е. на первом плане - сексуальный акт и половые органы, примитивные возбуждение, поощрение, благодарность ("Да, дай мне! Ты чудесно трахаешь! Твои оплеухи самые горячие! Сделай так, чтобы я кончила! Разбрызгай свои сливки по моим сиськам!" - из порновидео). Язык дополняется бесконечными вздохами и стонами, которые стали уже признаками порнофильмов и порновидео.
- Порнография имеет своим содержанием разные формы насилия и апеллирует к жестокости и грубости, которые направлены гл. обр. против слабейшего, прежде всего против женщин. По законам жанра, им, после того как они испытали первый ужас, нравится ужасное. Насилие прославляется как то, к чему надо стремиться и что доставляет удовольствие.
- В своей основе порнография имеет специфическое представление о мужчине и женщине, а также об отношении между полами. Она унизительна для всех участников, особенно для женщин, и высмеивает их, особенно мужчин. Такой своеобразный образ может повлиять на самообретение и самореализацию в сфере секса как женщин, так и мужчин, но может и воспрепятствовать этому поиску.
- Порнография делается преимущественно для определенного склада мужчин.
- Порнография устраняет момент интимности, делая открытым то, что не предназначено для посторонних глаз.
Единство мнений существует в том, что порнография:
- обслуживает или формирует у людей определенные интересы;
- осуществляет в области фантазии сексуальные желания, которые не могут быть реализованы или могли бы быть опасными в случае их реализации;
- может способствовать сексуальному возбуждению;
- границы с др. изображениями сексуального содержания текучи;
- что порнография сегодня, прежде всего как порновидео, является крупным бизнесом и приносит сверхприбыли.
Литературовед В. Попп в 1990 г. сказал: "Сексологическая наука не сможет должным образом рассмотреть феномен порнографии, пока она ограничивается внешними проявлениями, порнографической продукцией и ее возможным, предполагаемым или заявляемым воздействием на потребителя и упускает из виду собственно сферу производства, прежде всего ее остающиеся в тени истоки". Сюда относятся мотивы тех, кто занимается порнобизнесом, а также мотивы авторов и актеров.
Спорным остается вопрос, является ли порнография однозначно негативным феноменом. Одни считают, что порнография снимает агрессивность, что она может стимулировать фантазию, что она, подобно проституции, выполняет функцию вентиля. Другие видят только негативные стороны порнографии и противопоставляют ей "хорошую эротику". Третьи отрицают лишь определенные перегибы и перехлесты.
Спор вокруг порнографии разгорается снова и снова и уже привел к весьма острым противоречиям среди сексологов как в Германии, так и в др. странах. В конце 70-х гг. XX в. американские феминистки А. Дворкина и К. А. Маккиннон начали кампанию против порнографии. Инициированная женским журналом "Эмма" кампания привлекла к проблеме общественное внимание. Во всяком случае такие акции, научная дискуссия и озабоченность многих людей в связи с распространением порнографии свидетельствуют о человеческой и социальной значимости темы. При этом зачастую меньше всего речь идет о порнографии как таковой, но о насилии, отвращении, опошлении, табу, человеческом достоинстве и прежде всего о сексе и отношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на то что функции и воздействие порнографии оспариваются и мало исследованы, ясно, что она отражает образ жизни и состояние общества. Анализ явления порнографии - это анализ состояния общества. Порнография всегда надо рассматривать в соотношении с тем или иным общественным укладом. Порнография имеет очень мало общего с эротикой, удовольствием и любовью. Для многих она прямо противоречит эротике и любви, а борьба за или против порнографии может подкрепляться враждебностью к радостям жизни. "Итак, дикая смесь чувств вызывает конфронтацию с порнографией. Это неудивительно. Порнография - предмет массового производства и потребления, т.е. она должна что-то нести в массы. Порнографическая продукция - это документы состояния общества и психологии, которые дают какое-то представление о сексуальных отношениях в данном обществе и в нас самих. Порнография не делается как отражение сексуальной действительности. Такое ни один человек не стал бы покупать. В гораздо большей мере она конструирует сексуальные фантазии и мечтания настолько нереальные, настолько безумные, настолько нелогичные, но такие стереотипические". Таким обр. гамбургский сексолог Г. Шмидт подчеркивает взаимосвязь социологического и психологического аспектов порнографии ("Великие Он, Она, Оно". 1986).
Порнография - что бы под этим ни подразумевалось - существует уже по меньшей мере двести лет. Всегда находились предприимчивые производители, умелые исполнители и заинтересованные потребители порнографии. Ее не могли искоренить никакие запреты. Напротив, воздвигаемые препятствия лишь способствовали тому, что искались и находились новые каналы или тайно распространялись все более примитивные изображения. Запретить порнографию - даже с самыми лучшими намерениями - было трудно именно в силу неясности ее дефиниции. Часто гонениям подвергались значительные или невинные произведения эротического содержания (эротическая литература). Классическим примером являются мемуары девицы Фанни Хилл Клеланда, которые находились под запретом, хотя непредубежденный читатель не мог бы найти для этого никаких оснований. Нередко порнография использовалась как предлог для дискредитации политических и иных работ и преследования их автора. Во многих библиотеках труды, классифицированные как порнографические, недоступные широким кругам читателей, хранились под замком как государственная тайна и лишь на короткое время предоставлялись для ознакомления ученым и экспертам, имевшим на то специальное разрешение. В некоторых странах безоговорочно конфискуются частные посылки с печатной продукцией, если соответствующий чиновник оценивает ее как порнографию, напр. все работы, в т.ч. научные, о гомосексуальности. Соответственно строг и пограничный контроль. В охоте за порнографией нарушаются основные права человека, напр. тайна переписки. Субъективизм, произвол, бессмысленные расходы, преследование инакомыслящих и инакочувствующих, дискриминация сексуальных меньшинств - вот последствия всеобщего запрета порнографии, который, впрочем, никогда не выполнял приписываемых ему функций (напр., борьба против разрушения традиционных ценностей, защита молодежи, равноправие женщин), но создавал новые проблемы (таинственность, нелегальный бизнес, конфликты с совестью). Поэтому не только эксперты, но многие простые люди отвергают запрет на порнографию и связанную с ним опеку. Это не значит, что они одобряют примитив, насилие, унижение достоинства женщины и др. аспекты порнографии. Они единственно выступают против чуждого, государственного вмешательства и произвола, за право самим принимать решения, за то, чтобы стала доступной обогащающая сферу эротики продукция.
|