Р. Оганян ТЕМНАЯ СТОРОНА ЛЮБВИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Религия и секс - разрешимы ли противоречия "крыши" и пола?
Древние религии не оставили внятных свидетельств своего отношения к проблеме
взаимоотношения полов. Впрочем, в древнем шумерском своде законов Хаммураппи
есть соображения о подчинении жены мужу, но ведь таблички с этими законами
относятся ко временам практически полудикого общества, в основном жившего по
законам простой физической силы, а ведь, как известно, мужчины в среднем
вырастают более сильными, чем женщины. Так что здесь культурный компонент
взаимоотношения полов еще не ощущается.
В более поздний период отношения мужчины и женщины уже регулируются некими
правилами, но они остаются неоформленными в "официальных документах". Известно
лишь, что некоторые древнеафинские гетеры могли потребовать за свою любовь
десятки быков или немалое количество золота. Это, вероятно, вполне сравнимо с
теми суммами на кредитной карточке, которые получают в свое распоряжение
любовницы современных российских (или иностранных - неважно) олигархов.
Однако религиозные каноны и по сей день не учитывают факты очевидной
"покупки" женщин богатыми мужчинами. Как будто этого и нет. Основанием для брака
ханжески признается только готовность следовать за мужем в богатстве и бедности,
во здравии и в болезни и так далее. Муж же должен содержать жену исходя из своих
собственных представлений об этом. Измениться такое положение могло только при
достижении женщинами примерно равных возможностей с мужчинами. Этот процесс шел
в Европе в течение последних двух веков, но только в XX веке правила половой
жизни стали секуляризироваться, то есть отчуждаться от церковных правил и
установлении.
И в настоящее время возникло глубокое противоречие между признанным фактом
равноправия женщин и мужчин и оценкой их статуса религиозными организациями. Они
не регламентируют подробностей сексуальной жизни, однако пытаются все еще жестко
воздействовать на официальную сторону заключаемых половых союзов.
Одним из немногих исключений является тантра, которая, в большой степени
связывая религиозное ощущение человека с его сексуальной жизнью, не только не
вводит запретов, но напротив, "канализирует" пути проявления сексуального
чувства, оформляет его, объясняет и в целом поощряет, не превознося телесного,
но и не противопоставляя ему физического основания существования человека.
Согласно тантре, человек имеет сознание, энергию и тело. Тело само по себе
может существовать лишь в качестве трупа. А живым его делает энергия,
циркулирующая и хранящаяся в особых структурах - чакрах и нади. Самая нижняя
чакра - муладхара - расположена в основании корпуса тела. В ней пребывает
энергия кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших
уровней сознания и слияния с Богом.
В тантре, пробужденная кундалини (половое влечение), которой трудно
управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда
кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается
в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях кундалини проявляет себя как
творческая энергия.
По представлениям тантры, сексуальная энергия, отделенная от сопутствующих ей
обычно эмоций и желаний, пополняет тонкую энергетическую эссенцию, живительно
действующую на весь организм. Поднимаясь в верхние уровни, она разжигает огонь
сознания, который усиливает огонь ума и восприятия. В результате происходит
своего рода слияние половой (внешней) и духовной (внутренней) энергий.
Многие несведущие люди, услышав о тантре, Кама Сутре и подобных древних
учениях, черпают информацию из заведомо предвзятых источников, в результате чего
составляют искаженное мнение о тантре как о пьяном разврате. Для непосвященных
тантрические обряды всегда представлялись мрачными, окутанными зловещими
тайнами.
В этом одна из причин того, почему тантра всегда сохранялась в тайне. Ведь
на самом деле в тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный
дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом.
Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание присуще очень
немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания
от невежественного истолкования. Поэтому интересен символический смысл многих
древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо,
которому в 1999 г. исполнилось 1000 лет. Фасады таких храмов украшены сотнями
эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме
одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей энергии. Если
человек стоит снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические
фигуры. Когда же он входит внутрь, он находит только божественное.
В тантре нет понятия греха. Есть невежество - незнание себя, неумение
чувствовать и преобразовывать "дурные" энергии в "хорошие". Если бы человек знал
все последствия своего поступка, он бы никогда его не совершал. Такой подход
очень конструктивен: вместо угнетающего чувства вины человеку предлагают изучить
и изменить себя, т.е. стать совершенней.
В странноватой легенде о богине Кали, переданной знаменитым немецким
писателем Германом Гессе, похоть предстает в образе страшноватой и развратной
Кали, сочетающей в себе сексуальную энергию и стремление к разрушению.
Безусловно, хороший знаток Востока, Гессе таким образом передавал метафору
соединения в одной личности любви и ненависти, желания доставлять наслаждение и
мучить, рождать и нести смерть...
|