Р. Оганян ТЕМНАЯ СТОРОНА ЛЮБВИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Шантаж сексом
Современному человеку хорошо знакомы способы шантажа мужчины женщиной с
помощью предполагаемого рождения от него ребенка (классический пример такого
шантажа описан в "Американской трагедии" Теодора Драйзера), шантаж женщины
мужчиной с помощью предполагаемого обнародования рождения ребенка от него
(классический "нашенский" пример - одна из коллизий фильма "Москва слезам не
верит"), наконец, просто шантаж с угрозой обнародовать сам факт половых связей
между мужчиной и женщиной - здесь очень много случаев, начиная от литературного
персонажа Овода в знаменитом романе Этель Войнич (по сути дела, он шантажирует
своего "незаконного" отца, кардинала Монтанелли) до вполне реальных Моники
Ленински и Билла Клинтона.
Многие мужчины подсознательно (или сознательно) считают ухаживание со стороны
женщин неким завуалированным желанием родить ребенка, чтобы потом с его
помощью... о, горы можно нагородить, особенно почитав "пособие" - "Пол и
характер" Отто Вейнингера, где он прямо называет основным мотивом стремления
женщины к сексу с мужчиной желание шантажировать его появлением (или возможным
появлением) на свет ребенка.
Однако, как ни странно, чаще всего прибегает к шантажу сексом... нет, не
капризная содержанка, а власть - в лице церковных, государственных или
полицейских органов.
Как именно влияет отношение общества к сексу на имущественно-правовые
проблемы, можно в подробностях узнать из книги знаменитого современного философа
Мишеля Фуко "Воля к истине". Впрочем, ему и самому бьыа прекрасно знакома
проблема неординарных эротических чувств - Фуко был гомосексуалом. Что же
есть, на взгляд философа, "нормальное" для нашего времени отношение полов и
зачем оно поддерживается таковым? И кем оно поддерживается?
Мнение Фуко можно свести к следующему: "Путем принуждения к сексу,
осуществляющемуся определенным образом, государство способно ограничить своих
граждан практически во всем и тем самым... сделать их уязвимыми для
преследования. Ведь сексуальность никогда не может быть внутренне ограниченна, а
только внешне".
Фуко считает, что общество в лице своей элиты вырабатывает законы поведения,
которые позволяют этому обществу выжить и при этом максимально потребить ресурсы
для своего воспроизведения. Общественное неприятие внебрачного секса и других
вариантных форм эротического чувства в Европе прошлого века (и в начале
нынешнего) означало незавершенность демографического строения евро-американских
государств и неподчинение общества неписаным, но жестким законам общежития.
Обвинением в сексуальной распущенности в "викторианское" время можно было
шантажировать или управлять поведением любого сколько-нибудь значимого в
обществе лица, чиновника или землевладельца. Но надо помнить, что с античных
времен господа имели (обычно) преимущественное право овладения своими
наложницами (т.е. рабынями, горничными, служанками, гувернантками,
кухарками...) и постепенно потеряли это право в глазах общественного мнения
именно в столь недавний период.
Произошло определенное столкновение новой, "викторианской" морали, со старой,
"по простому праву силы". Возрастающая недоступность свободного секса на этом
рубеже (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) повлекла за собой "уход"
сексуального влечения в другие сферы жизни - в насилие, спорт, искусство. Именно
к этому времени относятся пространные зарисовки экстравагантных опытов маркиза
де Сада. А не получал ли гоголевский губернатор садистского наслаждения, когда
наблюдал за тем, как секли унтер-офицерскую вдову, которую он, вероятно, перед
этим безуспешно склонял к сожительству?
Зарисовки нравов тех времен не слишком контрастируют и с более поздними
обвинениями в адрес Лаврентия Берии в его разврате (50-е годы XX века), хотя
подобный разврат был знаком почти всем лидерам тогдашнего государства.
"Незаконный" секс как бы существовал, поскольку не мог не существовать, а в то
же время за него (при желании некоего чиновника) могли и покарать. Однако бытует
также мнение, что Берия использовал огромную "армию" своих любовниц в основном в
качестве агентуры...
Принуждение всегда осуждалось теми, кто не способен никого принудить. Но как
только общество выдает кому-то (обычно мужчине, но иногда и женщине - как в
случае Клеопатры, Екатерины II или Маргарет Тэтчер) право судить и руководить,
то первым делом руководителю требуется доказать свое превосходство над
гипотетическими соперниками и соперницами. Это достигалось в пору Клеопатры -
казнями несостоятельных любовников; в пору русской императрицы - бонусами и
привилегиями для фаворитов; во времена "мужественной Железной леди" - войной с
мачистской Аргентиной и победой над мужчинами-угольщиками (последнее, в отличие
от первого, было не так-то просто).
По мнению Фуко, брак в его классической форме тоже есть один из инструментов
подчинения человека государству. Ведь именно государственные органы (а в странах
с официально правящей религией - церковь) выступают единственными организаторами
сексуальной жизни граждан, брак заключается по установленным свыше правилам, и
за нарушение "утвержденного регламента" сексуальной жизни гражданина могут
наказать.
А в самой сексуальной жизни все немного сложнее. Здесь страсть может
принимать форму тонкого издевательства (Кармен и Хосе у Проспера Мериме, а также
Бизе вкупе со Щедриным), или насилия, или рабского подчинения... У любви,
пожалуй, больше вариантов, чем у власти. И это хорошо. Наверно, хотя бы поэтому
можно верить, что стремление к любви когда-нибудь пересилит у человечества жажду
власти.
|