АНТИЧНОСТЬ ГРЕЧЕСКАЯ (лат antiquus - древний): период классической древности, начало которого относят ко II тысячелетию до Рождества Христова и далее он продолжался в римской античности. Эта эпоха имела большое значение для мировой культуры и по-разному воспринималась или заново открывалась в последующие эпохи в разных странах. Для Европы античность имеет особое значение, поскольку тогдашнее отношение к самым разным проявлениям сексуального поведения - в отличие от христианства - отличалось либерализмом. Об этом свидетельствует не только греческая мифология, где боги - прежде всего Зевс - постоянно заняты любовными похождениями, свободно и весьма изобретательно удовлетворяют свои эротические и сексуальные потребности, но и повседневная жизнь граждан, главным образом представителей высших слоев общества. Общим было восхищение красотой обнаженного тела (см. И.С. Кон "Нагой мужчина в искусстве и в жизни"). Многочисленные сохранившиеся статуи того времени говорят о том, как греки понимали искусство и красоту. О радостях любви говорили открыто, и разрешались почти все способы их достижения. Знать жила в моногамном браке. Женщина должна была вести скромный образ жизни в кругу семьи. Ее задачи ограничивались ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Само собой, в брак она должна была вступать девственницей. Другое дело - мужчина, который мог строить свою личную жизнь в соответствии со своими желаниями и не нарушал при этом каких-либо общественных норм или табу. По настроению он мог выбирать между гетерами - этими прекрасными и весьма многими любимыми проститутками - и прелестными мальчиками или юношами. Бисексуальные отношения также не были чем-то необычным. Об этом свободном образе жизни мы знаем от многих знаменитых греческих государственных деятелей, полководцев и философов. При этом с соратницами и соратниками их связывали не только эротические и сексуальные, но часто - духовные отношения. Гетеры знали не только искусство и любовь, но благодаря своему образованию могли и в духовной сфере соответствовать своим партнерам и на равных участвовать в их философских беседах и диспутах. В обществе их принимали, даже иногда почитали. Широко распространенная любовь между мужчинами и молодыми людьми того же пола часто соответствовала отношениям "учитель - ученик". Старший считал себя другом, советчиком, учителем и возлюбленным младшего, который воспринимал это как честь, а став взрослым, вел себя точно так же. Развитию таких отношений у греков способствовал идеал красоты. Для них мужское тело имело особую привлекательность, прежде всего тело мальчика или юноши, о чем свидетельствуют многочисленные изображения - на вазах и скульптурах.
Кроме того, имелась коммерческая проституция, предоставлявшая услуги как мальчиков, так и девушек, которые чаще всего помещались в бордели. По законам Солона (между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.), любовь к юношам разрешалась, но дети имели правовую защиту, а рабам запрещалось иметь половые отношения со свободнорожденными мальчиками. Правда, эти постановления относились только к Афинам. О женской гомосексуальности того времени известно относительно немного. Женщин, вступавших в однополые сексуальные связи, называли трибадами, от греческого слова "tribas" - "тереть". О том, что практика лесбийской любви тогда была хорошо известна, свидетельствуют частые изображения искусственных членов, так наз. олисбосов, которые предназначались как для самоудовлетворения, так и для стимуляции партнерши (инструменты для мастурбации). Говоря о любви между женщинами, чаще всего вспоминают греческую поэтессу Сапфо (Сафо; 7-6 вв. до н.э.), которая родилась и жила на острове Лесбос. Она считалась патронессой такой любви, и с тех пор название острова стало определением женской гомосексуальности.
Особенным было отношение к наготе. Почти все статуи того времени - это обнаженное тело. Мужские гениталии не прикрывались, будучи символом плодородия и продления рода. Поэтому столь распространенным был фаллический культ. Хотя в античной скульптуре пенис всегда открыт и показан, но он вовсе не является и не претендует быть фаллосом и не занимает центрального места в мужском телесном каноне. Как пишет известный английский искусствовед Кеннет Довер, то, что мальчик или юноша имеет прямой и заостренный пенис, символизирует его способность стать воином; маленький пенис подчеркивает контраст между юношей и взрослым мужчиной, уподобляя его контрасту между женщиной и мужчиной; а закрытая головка - знак скромности, зависимости, отказа от собственной сексуальной инициативы. То, что художники сделали юношеский пенис образцом также для мужчин, героев и богов, - частный случай культа молодости. Примитивный, гипертрофированный фаллицизм принципиально несовместим с греческим идеалом гармонии.
Так же почиталось и женское тело. Либерализм в отношении почти всех проявлений сексуальности виден и в оценке мастурбации, которая воспринималось как способ сексуального самоудовлетворения в отсутствие партнера или партнерши. Однако взрослые мужчины не должны были делать это основным способом удовлетворения, а должны были бы искать партнера. В то время как имели место очевидные случаи эксгибиционизма и зоофилии, ничего не известно о садомазохизме, который, очевидно, был маргинальным явлением.
|