САДОМАЗОХИЗМ (садизм + мазохизм), девиация сексуальная в виде сочетания садизма и мазохизма. Определённые садомазохистские элементы, видимо, присутствуют в сексуальных проявлениях многих людей, укрепляя нередко супружеский союз, когда один из партнёров получает при этом хоть какую-то компенсацию в подавляемом обществом его стремлении к власти, а другой испытывает наслаждение от собственной покорности и полного доверия, беззащитности в своей физической и психической наготе.
Наиболее распространенные формы садомазохистской активности (Breslow, Evans, Langley)
Тип активности |
М % |
Ж % |
Шлепки |
79 |
80 |
Физическое порабощение |
79 |
76 |
Оральный секс |
77 |
90 |
Мастурбация |
70 |
73 |
Унижение |
65 |
61 |
Ограничение движений |
60 |
83 |
Анальный секс |
58 |
51 |
Болевые воздействия |
51 |
34 |
Бичевание |
47 |
39 |
Резина/кожа |
42 |
42 |
Сапоги/туфли |
40 |
49 |
Словесные оскорбления |
40 |
51 |
Придушивание |
39 |
54 |
Клизма |
33 |
22 |
Истязание |
32 |
32 |
"Золотой душ" |
30 |
37 |
Трансвестизм |
28 |
20 |
Насильное облачение в женскую одежду |
25 |
20 |
Польский сексолог К. Имелинский считает, что существуют определённые, пока не выясненные связи между садомазохизмом и эмоциональным процессом, определяемым как эротическая любовь. Возможно, что психические страдания в некоторой степени способствуют повышению интенсивности эротической любви, страсти и наслаждения, связанных с любимым человеком. В этом плане страдание становится атрибутом эротической любви, контрастом по отношению к наслаждению, усиливающим его. Он же считает, что к массовым проявлениям садомазохизма можно отнести бои гладиаторов, публичные казни, бои быков, массовые жертвоприношения и т. д. Имелинский считает, что садизм и мазохизм представляют собой девиации, дополняющие друг друга. Они являются выражением биполярности человека, соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии. Обе эти наклонности могут проявляться в разной степени у одного и того же человека в зависимости от периода жизни, внешних обстоятельств и особенностей личности партнёра, с которым девиант состоит в партнёрском союзе. В обеих этих тенденциях, выраженных в различной мере у разных людей, наиболее важную роль играет стремление к взаимному сосуществованию, обусловленное затруднением или невозможностью существования одного без другого. В этом смысле садистские и мазохистские наклонности не только не исключают партнёрства, но и способствуют укреплению взаимной связи в случае удачного подбора партнёрской пары, в которой у одного партнёра преобладают садистские наклонности, а у другого - мазохистские. Функционирование партнёрства зависит также от степени выраженности девиантных наклонностей. До тех пор, пока эти наклонности являются обоюдно приемлемыми и усиливают сексуальное возбуждение и наслаждение, они укрепляют партнёрские связи. Однако если выраженность садистических наклонностей усиливается и уровень причинения при этом физической боли или унижения превышает возможность оргастического переживания их мазохистом, это может стать фактором, резко нарушающим эмоциональную стабильность партнёрского союза. Сексологическая практика свидетельствует, что в случае благоприятного партнёрского подбора садомазохизм может приводить к гармонизации, несмотря на аномальный характер в сравнении с общепринятой нормой.
|