СЕКСОЛОГИЯ 
  Персональный сайт И.С. КОНА 
 Главная страница  Книги  Статьи  Заметки  Кунсткамера  Термины  О себе  English 

Глава из новой книги "Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви",
издание второе, дополненное и переработанное (готовится к изданию)

Содержание
  1. Лечить или не лечить?
  2. Отмена диагноза
  3. Гомосексуальность и психическое здоровье
  4. Особое мнение российской психиатрии
  5. Литература

Диагноз судьбы и судьба диагноза

Особое мнение российской психиатрии

К сожалению, до российской медицины новые идеи о гомосексуальности доходят очень медленно. В 1983 г. отечественные сексопатологи не только не сомневались в том, что гомосексуальность - болезнь, но и брались, ни много, ни мало, осуществить "перестройку личности" с помощью... аутогенной тренировки.. Первый этап лечения "ставит целью сначала ослабление, а затем и устранение патологического сексуального влечения и связанных с ним переживаний". Затем "пациенту прививают навыки простого, естественного и непринужденного общения с лицами противоположного пола, а также адаптации в их среде". И, наконец, на третьем этапе "у пациента формируется и закрепляется адекватное эротическое отношение к противоположному полу (к достигнутому ранее добавляются чисто сексуальные элементы)" (Частная сексопатология, 1983, т. 2, с 109-115). Ни методов, ни результатов этой работы, которую с самыми благими намерениями проводил в Горьком канд. мед. наук Я.Г. Голанд (столичные медики от лечения гомосексуалов дружно уклонялись), никто всерьез не обсуждал.

Жестко критиковать отечественных психиатров и сексопатологов за то, что они делали и писали при Советской власти, было бы несправедливо. У них не было ни свободы, ни необходимой информации, ни условий для нормальной работы. Они делали что могли и как умели, и за это им всем (и прежде всего - проф. Г.С. Васильченко) нужно сказать спасибо. Но в конце 1980-х годов социальные условия изменились, а отношение психиатров и сексопатологов к гомосексуальности осталось прежним.

В справочнике 1990 года гомосексуализм по-прежнему определяется как "патологическое влечение", возникающее в результате нейроэндокринных нарушений, а также внушения "родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу". В качестве "лечения" предлагается все та же трехфазная коррекция, а для "профилактики" гомосексуализма - предупреждение нарушений пренатального периода, ранняя диагностика и своевременное лечение психических расстройств, способствующих нарушениям коммуникации и психосексуального развития, выявление и медико-педагогическая коррекция искажений психосексуального развития на его ранних этапах. Педагогам и родителям рекомендуется "правильное полоролевое воспитание, которое должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями, а не на проповедь "асексуальности" и т.д." (Сексопатология, 1990, с. 435-436).

В диссертации Г.Е. Введенского, основанной на обследовании 117 мужчин-гомосексуалов, обращавшихся в 1989-92 гг. в центр "Медицина и репродукция", содержится немало интересных данных, но гомосексуальность однозначно признается аномальной, а ее носители - больными. Мало того, что 49% изученного контингента составили "лица с истероидными расстройствами", для большинства испытуемых характерны: "1) психический, психофизический или дисгармонический инфантилизм, проявляющийся в виде личностной незрелости прежде всего эмоционально-волевой сферы; 2) признаки органического поражения ЦНС (центральной нервной системы - И.К.)...; 3) сверхценность сексуальной сферы, проявляющаяся в фиксации на половой жизни." (Введенский, 1994, стр.4) Последнее особенно трогательно. Эти люди приходили к врачу именно потому, что были озабочены своей сексуальностью. Если бы врачи-гастроэнтерологи вздумали определять тип личности своих пациентов, у последних, несомненно, обнаружилась бы "сверхценность желудочно-кишечной сферы".

С 1 января 1999 г., через 6 лет после декриминализации гомосексуальности, российская психиатрия официально отказалась от одиозного диагноза и перешла на классификацию болезней, принятую Всемирной Организацией Здравоохранения, - МКБ-10.

Но "перестройка" оказалась непоследовательной. 6 августа 1999 г. Министр здравоохранения Ю.Л.Шевченко приказом N 311 утвердил новое клиническое руководство "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств", составленное в Московском НИИ психиатрии Минздрава России, некоторые положения которого решительно противоречат духу и букве МКБ-10.

Хотя новое руководство не содержит диагноза "Гомосексуализм", раздел F65 "Расстройства сексуального предпочтения" открывается словами:

"Критериями сексуальной нормы являются: парность, гетеросексуальность, половозрелость партнеров, добровольность связи, стремление к обоюдному согласию, отсутствие физического и морального ущерба здоровью партнеров и других лиц. Расстройство сексуального предпочтения означает всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении, независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факторов. Это понятие включает как расстройства в смысле отклонения от социальных норм, так и от норм медицинских" (Модели 1999).

Это определение патологизирует не только любые проявления гомосексуальности, но и мастурбацию. Еще опаснее отождествление "социальных" (каких именно?) норм с "медицинскими" (что это вообще значит?) В древней Руси позиция "женщина сверху" приравнивалась к содомии. Должны ли мы считать практикующих ее людей не только грешными, но и больными? И кто и как будет определять все эти многообразные нормы - врачи, государство, церковь или сами люди?

В разделе F65.8 "Другие расстройства сексуального предпочтения" перечисляются "такие виды активности как совершение непристойных телефонных звонков, фроттеризм, сексуальные действия с животными, использование удушения для усиления возбуждения, предпочтение партнеров с какой-либо физической аномалией или определенным цветом кожи и т.д." Хотя к однополой любви все эти действия никакого отношения не имеют, этапы их "комплексной терапии" дословно переписаны из старой методики "лечения гомосексуализма".

Спрашивается, чем поможет любителям непристойных телефонных звонков или сексуальных действий с животными "формирование и закрепление адекватного эротического отношения к лицам противоположного пола"? Или парафилия состоит в том, что они звонят абонентам и сексуально экспериментируют с животными "не того" пола ?

Так же непонятно, почему к числу сексуальных расстройств относится предпочтение партнеров с "определенным цветом кожи". Какой именно цвет кожи доктора считают "неправильным"? Или нельзя вообще обращать внимания на цвет кожи? Если расовые предпочтения - патология, то как насчет блондинок и брюнеток, толстых и тонких? Обязаны ли мы любить всех людей противоположного пола одинаково или все-таки можно выбирать? Мне трудно представить себе человека, который, при всем уважении к Минздраву РФ, согласился бы жить по таким жестким медицинским (или социальным?) нормам.

Против "нормализации" гомосексуальности выступает руководитель лаборатории судебной сексологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского проф. А.А. Ткаченко. По его словам, решение АПА от 1973 г. "было инспирировано давлением воинствующего гомофильного движения" и "выработанное в этих, экстремальных по сути, условиях, определение (кстати, в значительной степени воспроизведенное в МКБ-10) отчасти противоречит принципам медицинской диагностики в целом…" (Ткаченко, 1999, с.355). А.А.Ткаченко не заметил, что эти "экстремальные условия" продолжаются уже 28 лет, и что, несмотря на давление со стороны фундаменталистов, которые гораздо сильнее геевского лобби, АПА трижды публично подтверждала занятую в 1973 г. позицию. Разделяют ее и многие другие американские и международные научные сообщества - психологов, сексологов, консультантов и др. Вот уж, действительно, вся рота шагает не в ногу, один подпоручик шагает в ногу…

Без каких бы то ни было оговорок относят гомосексуализм к разряду психосексуальных нарушений и авторы авторитетного нового учебника эндокринологии (Дедов и др., 2000, стр. 419).

А.В.Шувалов (Шувалов, 2001,с.236), под видом популяризации МКБ-10, дословно переписал, не сославшись на первоисточник, процитированный выше абзац о критериях сексуальной нормы.

Откровенно гомофобской является книга Е.В. Черносвитова "Социальная медицина" (Черносвитов, 2000) , ратующая за установление контроля врачей не только за сексуальной, но за всей общественной и личной жизнью россиян.

Напротив, учебник военной психиатрии ФВ. Литвинцева. (Литвинцев, 2001. с.311) и справочник под ред. И.Н Денисова (2000 болезней, 2001, с.274), в полном соответствии с международными нормами, рассматривают гомосексуальность как вариант нормального сексуального поведения и предупреждают об опасности ее патологизации.

Разумеется, каждый ученый вправе иметь собственное мнение, но нельзя выдавать сугубо местные, нигде и никем научно не апробированные, взгляды и методы за реализацию принципов мирового медицинского сообщества. Противоречащая международным стандартам позиция российской психиатрии лишает геев и лесбиянок законной медицинской помощи (не станет же врач помогать своему клиенту принимать заведомо "нездоровую" сексуальную ориентацию?!), отрицательно сказывается на их душевном состоянии и самоуважении и используется для оправдания их социальной дискриминации, отказа в легализации однополых браков, публичной диффамации и т.д.

Никто не призовет к ответу Евгения Лесина, который со страниц "Книжного обозрения" (11 октября 1999 г.), походя, поведал миру, что "алкоголизм, как известно, это скрытый гомосексуализм, а антисемитизм (в целом) и любовь к нацистской символике (в частности) - это гомосексуализм явный" (бедные макашовцы и баркашовцы, кто защитит их сексуальную репутацию?). Никто не устыдит психолога Марину Левченко, которая уверяет многомиллионных читателей "Комсомольской правды" (16 ноября 2001 г., стр.11) , что "гомосексуализм - это врожденное отклонение на хромосомном и психологическом уровне", и советует озабоченной матери, если ее дочь в 15-16 лет "по-прежнему не будут интересовать парни, тогда стоит обратиться к специалисту" (интересно - какому?).

Это не столько научная, сколько морально-политическая проблема.


© И.С. Кон


 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ