СЕКСОЛОГИЯ | |||||||||||
Персональный сайт И.С. КОНА |
|
Когда сексуальное просвещение на Западе только начиналось, оно всюду вызывало жаркие споры, на его счет существовало множество необоснованных страхов и столько же беспочвенных упований. Клерикалы и консерваторы были непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Радикалы столь же категорически утверждали, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу "умри, но не давай поцелуй без любви", а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.
Реальный педагогический опыт безоговорочно рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания (см. Кон, 1997).
Прежде всего были рассеяны опасения учителей и родителей, что школьное сексуальное просвещение будет поощрять подростков к более раннему сексуальнлму дебюты. В 1993 г. по заказу Всемирной организации здравоохранения, группа ученых проанализировала, как разные программы сексуального просвещения влияют на сексуальное поведение школьников. (Baldo, Aggleton, Slutkin; D. Kirby et al.,1994). Оказалось, что ни одна из действующих программ не способствует ускорению начала сексуальной жизни учащихся: школьный курс либо отсрочивает начало половой жизни, либо делает ее более упорядоченной. Сексуально активные школьники, прошедшие соответствующий курс, поступают менее рискованно, чем их менее образованные сверстники. При этом программы, которые не просто призывали подростков не спешить с началом половой жизни, но и обучали их правилам безопасного секса, значительно эффективнее тех, которые пропагандировали только сексуальное воздержание. Самыми успешными являются программы, которые а) начинаются раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и б) вооружают учащихся не только знаниями (анатомия и физиология репродуктивной системы, сведения о контрацепции и т.п.) , но и психологическими навыками и социально-нравственными нормами (как нужно поступать в критических ситуациях, как сопротивляться нажиму сверстников и т.п.)
Сексуальное просвещение не делает сексуально-эротические установки и ценности подростков единообразными, соответствующими желаниям и нормативным ожиданиям старших. Рецептов всеобщего сексуального счастья и благополучия вообще нет и быть не может. Сексуальное просвещение – не черная и не белая магия, глупо ждать от него чудес. Тем не менее оно полезно и эффективно.
Кроме своих непосредственных результатов, состоящих в том, что оно делает подростковый секс более цивилизованным и безопасным (для самого подростка и для других людей), сексуальное просвещение имеет также долгосрочный, исторический эффект: люди, получившие в детстве хорошее сексуальное воспитание, не только сами живут лучше, но и передают свои знания и навыки детям, что уменьшает напряженность в отношениях между родителями и детьми и способствует общему росту социальной терпимости и культуры.
Сексуальная нетерпимость и сопутствующая ей агрессивность не только отражает общий дух социальной нетерпимости, но и является одной из ее причин. Не случайно среди противников сексуального просвещения преобладают люди а) страдающие от собственной психосексуальной скованности, б) менее образованные и в) политически консервативные. Противники сексуального просвещения, как правило, выступают не только против него, но и против женского равноправия, признания гражданских прав сексуальных и этнических меньшинств, за запрещение абортов, сохранение смертной казни, телесных наказаний и т.д. Отношение к сексуальному просвещению, как ни важно оно само по себе, - только лакмусовая бумажка или, если угодно, верхушка огромного социально-политического айсберга, подводная часть которого значительно больше и опаснее видимой.
По причинам, изложенным во введении к этому отчету, мне не удалось проанализировать, как конкретно поставлено сексуальное просвещение в различных странах и как при этом взаимодействуют школа, семья, медицинские учреждения, государственные и общинные институты и средства массовой информации. Картина эта сложная и в высшей степени пестрая. Однако специалистам ясно, что ни один отдельно взятый социальный институт, без координации, причем не административно-бюрократической, а творческой, своих усилий с деятельностью всех других институтов, со своими задачами не справится.
Особенно большое значение придается в этом плане Интернету, в котором современные подростки проводят все больше времени. Интересен в этом плане опыт работы Германского федерального центра медицинского просвещения, Bundeszentrale fuer gesundheit Aufklaerung (DzgA), который находится в Кельне и отвечает за сексуальное просвещение всего населения Германии. Я уже цитировал его отчет о сексуальном поведении 14-17-летних школьников, основанный на опросе 2500 юношей и девушек из обеих частей Германии и такого же числа интервью с их родителями. Этот национальный опрос - уже четвертый (предыдущие проводись в 1980, 1994 и 1996 годах).
Однако это не главная работа Центра. Он издает и бесплатно, по первой же просьбе, рассылает всем желающим прекрасно изданные научно-популярные книги и методические пособия, с учетом этнокультурных различий разных групп населения (например, турок, чья традиционная культура отличается от немецкой). Абсолютно все его издания и материалы представлены в Интернете, причем не только на немецком, но и на английском языке. Существует особая консультативная служба для подростков. На сайте http://www.loveline.de размещен отличный сексологический словарь для подростков. А эта служба в Германии - не единственная. Немецкий подросток, у которого возникли какие-то сексуальные тревоги, может совершенно бесплатно и анонимно, не "засвечиваясь", получить по Интернету грамотный ответ на любые свои вопросы, а в случае необходимости - продолжить разговор лично со специалистом.
А ведь Германия далеко не так либеральна, как Голландия, где сексуальное просвещение начинается уже в начальных классах, и где социальная статистика по "опасному" сексу - самая лучшая в Европе. Большой положительный опыт сексуального просвещения молодежи и подростков имеет соседняя Финляндия, причем финские специалисты охотно делятся своим опытом с российскими коллегами (Косунен и Римпела, 1997).
Кроме национальных организаций, сексуальным просвещением занимаются и многочисленные международные организации. Совершенно случайно я нашел в Интернете сайт http://www.europeer.lu.se/ , где представлена международная ассоциация AIDS peer education, с центром в Швеции, в которой участвуют 14 стран, и которая активно вовлекает самих подростков в профилактику страшной эпидемии. Хорошо представлен в Интернете американский SIECUS. Было бы желание и деньги на оплату Интернета, а международный опыт сегодня всем доступен.
Разумеется, я не хочу сказать, что во всех европейских странах сексуальное просвещение поставлено хорошо. Помимо содержательных и методических трудностей, оно находится под постоянным прессом со стороны консервативных сил, прежде всего - католической церкви. Сегодня уже почти никто не требует отменить и запретить сексуальное просвещение, но его хотят сделать менее откровенным и подчинить, насколько это возможно, религиозным ценностям. Это не всегда делается грубо и прямолинейно.
Католическая церковь стала заниматься сексуальным воспитанием и образованием своей паствы задолго до того, как это пришло в голову государственным учреждениям. Я помню свое удивление, когда в 1970-х годах увидел в римских церквях и польских костелах объявления и программы учебных курсов на эти темы. В СССР это было тогда абсолютно невозможно, КПСС была святее папы Римского. Другое дело - качество церковного сексуального образования. Учитывая отрицательное отношение церкви к контрацепции, оно просто не может быть удовлетворительным.
Однако в целом можно сказать, что западно-европейские страны и их правительства (которые нередко консервативнее своих народов), столкнувшись с последствиями сексуальной революции, воленс-ноленс, были вынуждены их осмыслить, принять объективные тенденции общественного развития и выработать соответствующую конструктивную социальную политику.
В России происходит нечто прямо противоположное.
|