СЕКСОЛОГИЯ 
  Персональный сайт И.С. КОНА 
 Главная страница  Книги  Статьи  Заметки  Кунсткамера  Термины  О себе  English 

Подростковая сексуальность на пороге XXI века

Оглавление

  1. Введение. Постановка проблемы и источники
  2. Подростковая и юношеская сексуальность в Западной Европе - тенденции развития и национальные различия за 50 лет
  3. Подростковая и юношеская сексуальность в России
  4. Кто виноват и что делать?
  5. Литература и источники

Источники и характер сексуальной информации

Противники школьного сексуального просвещения считают, что это – дело родительской семьи. На самом деле, так никогда и нигде не было. "В первобытных обществах, где функции четко распределены, подготовкой подростков к половой жизни также занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облеченный этими обязанностями. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует" (Кон, 1979, с. 137).

В современном обществе семейный разговор на "сексуальные" темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей, современные подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения.

На конференции в Амстердаме "Sexuality beyond boundaries" (1997) американская исследовательница Ami Shalet рассказывала, что она опросила небольшую группу американских и голландских родителей, имеющих детей-тинейджеров, об их отношении к сексуальности. Небо и земля! Для американских родителей подростковый секс – следствие "бушующих гормонов", приносящих всевозможные ужасы, от которых детей надо всячески оберегать. Голландские родители относятся ко всему спокойно и готовы согласиться даже с тем, чтобы шестнадцатилетние мальчик и девочка спали в одной комнате в родительском доме, единственное требование - чтобы секс был безопасным. Счастливые юные голландцы, свободные от родительской опеки? Не совсем так.

Yanita Ravenslut, опросившая большую группу голландских родителей и их детей, нашла, что хотя голландские родители думают, что они достаточно терпимы и часто говорят с детьми на интимные темы, их дети этого мнения не разделяют. Больше того - они и не нуждаются в родительской опеке. Необходимые сведения о сексуальности голландские подростки получают в школе и из специальной литературы, а свои интимные проблемы предпочитают обсуждать с друзьями и решать самостоятельно: "Спасибо, мама (папы в эти дела обычно не встревают), но в этом я разберусь сам (сама)". Конфликтов с родителями тут действительно меньше, но не за счет лучшего понимания, а за счет большей автономии. Так же относятся к этой проблеме и 15-18 летние французы.

Короче говоря, хотя уровень родительского авторитета и контроля за сексуальным поведением подростков в разных странах неодинаков, родительская семья нигде не является ключевым каналом сексуального просвещения, и это не рассматривается как катастрофа. Родительская семья – важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но собственно сексуального просвещения, как и всякого иного образования, она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты – общество сверстников, средства массовой информации, но прежде всего – школа.

Интересны в этом плане данные опроса, проведенного в 1998 г. Германским центром по сексуальному просвещению (Youth sexuality 1998). В целом роль родительской семьи для немецких подростков выше, чем в некоторых других странах (возможно, сказываются и особенности проведения данного опроса) . В качестве важнейшего источника сексуальной информации родительскую семью назвали 69% опрошенных мальчиков и 43% девочек. Но говорит на эти темы преимущественно мать. Отца упомянули только 33% мальчиков и 13% девочек, учителя - 34% и 29%. А 25% мальчиков и 11% девочек сказали, что они ни с кем не могут обсуждать вопросы секса.

В семьях с более образованными родителями подростки получают больше информации. Однако с возрастом предпочитаемые подростками источники информации меняются, причем они хотели бы получать больше информации из внесемейных источников. Среди 14-летних мальчиков 30% назвали предпочитаемым источником информации мать, а среди 17-летних - 22%; отца назвали соответственно 30% и 16%. У девочек желание обсуждать эти вопросы с матерью уменьшается с 49% в 14 лет до 30% в 17 лет, а с отцом - с 7% до 4%. При этом сексуально искушенные подростки склонны меньше доверять родителям и чаще предпочитают обращаться в консультативные центры.

Многие важнейшие проблемы сексуальности из разговоров родителей с детьми практически выпадают. Хотя, по их собственным словам, на сексуальные темы с дочерьми говорили 72% , а с сыновьями - 55% родителей, они предпочитают говорить с детьми скорее о ценностных, нравственных аспектах сексуальности, чем о сексуальной технике и о связанных с сексом опасностях. Довольно многие родители не уверены в эффективности своего воспитания и хотят, чтобы сексуальным просвещением занималась также и школа.

В последние годы в Германии в этом отношении достигнуты определенные успехи. Какую-то форму сексуального просвещения в школе получили 87% опрошенных девочек и 83% мальчиков, причем 69% девочек и 70% мальчиков считают школьные курсы важным источником информации.

Однако качество школьного, как и семейного, сексуального просвещения, оставляет желать лучшего. Хотя 75% опрошенных девочек и 80% мальчиков считают, что располагают достаточной сексуальной информацией, на контрольные вопросы (например, в какой стадии менструального цикла зачатие наиболее вероятно), многие девочки и особенно мальчики ответить либо вовсе не могли либо отвечали неправильно.

Сексуальное просвещение, как и всякое образование, создает определенные нормативные ограничения и самоограничения. Существующие в большинстве западноевропейских стран школьные курсы сексуального просвещения не ослабляют подростковых сексуальных желаний, но они несколько отсрочивают сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным. В частности, эти курсы значительно повышают вероятность использования контрацепции уже при "первом разе". Из опрошенных в 1998 г. юных немцев не воспользовались контрацепцией "при первом опыте" только 11% девочек и 12% мальчиков, значительно меньше, чем в прошлые годы. Наибольшей популярностью у подростков пользуется презерватив (его использовали при сексуальном дебюте 68% девочек и 55% мальчиков). В дальнейшем, по мере накопления сексуального опыта, немецкие подростки начинают пользоваться презервативами регулярно, хотя не все и не всегда.

Сравнение опыта Великобритании и Нидерландов (Ingham and van Zessen, 1998) показывает, что школьное сексуальное просвещение является одним из главных факторов социального благополучия в этой сфере жизни, но для этого оно должно начинаться задолго до того, как подростки вступают в сексуальные отношения. С этим мнением согласны практически все европейские и американские специалисты: "Сексуальное образование должно начинаться рано, до того, как ученики начнут свои сексуальные карьеры, чтобы дать им шанс подготовиться к этому ключевому жизненному переходу. Поэтому необходимо нацелить его на младшие возрастные группы, 12-ти= или 13-летних, а не на 15-ти или 16-летних" (Bozon and Kontula, 1998, р..63).

© И.С. Кон


 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ