СЕКСОЛОГИЯ | ||||||||||
Персональный сайт И.С. КОНА |
|
КП "Алый парус", 18 октября 1984.
- Чего нельзя делать после 16?
- Откладывать самые важные дела на потом и уклоняться от ответственности за свои поступки.
- Чему Вы не успели научиться в 16 лет?
- Тактичности. Умению скрывать свои чувства.
- Какая потеря в 16 лет самая страшная? - Потеря веры в людей. Впрочем, эта потеря не всегда необратима,
- Хорошо ли стремиться быть на кого-нибудь похожим?
- Думаю, это стремление присуще каждому. Однако с возрастом идеал становится более обобщенным, вбирая черты не одного, а многих людей и одновременно освобождаясь от наивной подражательности.
- Можно ли в 16 лет "начать жить сначала"?
- В 16 лет все мы только это и делаем. Каждый понедельник заново...
- Нужна ли человеку зависть?
- Зависть - мелкое и нетворческое чувство, стремление получить то, что есть у других, даром, в готовом виде. Иерархию своих жизненных целей и способов их достижения нужно строить самостоятельно, с учетом собственной индивидуальности.
- Говорят, что за всю жизнь человек должен прочитать всего... 13 книг. Правда, на их поиск, бывает, уходит вся жизнь. Ваш список сегодня! Каким он был у Вас в 16 лет?
- Как бы не соврать... В 56 лет трудно отличить себя 16-летнего от себя 18-летнего.
Если исключить общественно-политическую литературу, которой я интересовался с детства, то в шестнадцать лет я бы, наверное, взял поэзию и прозу Лермонтова, "Фауста" Гете, стихи Гейне и Есенина, "Как закалялась сталь", трагедии Шекспира, "12 стульев" и "Золотого теленка", "Красное и черное" Стендаля, "Утраченные иллюзии" Бальзака и что-нибудь из Джека Лондона. А сегодня - "Фауста", стихи Пушкина, Блока, Ахматовой, Пастернака, прозу Чехова, Булгакова, Гессе и Сент-Экзюпери и, хотя это не беллетристика, "Опыты" Монтеня, "Максимы" Ларошфуко, дневники Толстого и "О психологической прозе" Лидии Гинзбург.
- Чего Вы не понимаете в сегодняшних 16-летних?
- Слово "непонимание" в данном контексте может означать: а) неодобрение, б) неспособность к сопереживанию, в) неумение объяснить причины тех или иных межпоколенных различий. В первом смысле меня часто раздражает в 16-летних инфантильность, бездумность и потребительство, во втором - не могу настроиться на эмоциональную волну некоторых юношеских увлечений, популярных музыкальных ритмов и т. д. Однако объяснить эти явления я, пожалуй, могу, хотя, возможно, это моя профессиональная иллюзия.
- Какой вопрос Вы хотели бы задать сегодняшним читателям "АП"?
- Говорят, если не хочешь, чтобы тебя обманывали, не задавай неловких вопросов. Сегодняшние ребята такие же разные, как и мы. А о судьбах своего поколения, которые нас волнуют, они только начинают задумываться. Кроме го-го, 16-летний человек крайне редко умеет выразить переполняющие его переживания. Поэтому предпочитаю не спрашивать, а терпеливо смотреть и слушать.
|