СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ Клубничка на березке
Примечания к главе 1
Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, с. 187
C.Carey. Les proverbes erotiques russes. Etudes de proverbes recueШis et non-publics par Dal' et Simoni. The Hague: Mouton, 1972.
Цит. по: Л. Бессмертных. Нецензурные сюжеты. Об изданиях "Русских заветных сказок" А. Н. Афанасьева // Эрос. Научно-публицистический и художественный иллюстрированный журнал. М., 1991, №1, с. 16. См. также А. Л. Топорков. Малоизвестные источники по славянской этносексологии (конец XDC
- начало XX в.) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Отв. редакторы А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб.: Наука, 1991, с. 307-318.
Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афанасьевым. 1857-1862.,
Ладомир, 1997.
Б. А. Успенский. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. Статьи первая и вторая //
Studia Slavica Hungarica, vol. 29 (1983), pp. 33-69, vol. 33 (1987), pp. 33-76.
A. Flegon. Eroticism in Russian Art. London: Flegon Press, 1976.
E. Levin. Sex and Society In the World of the Orthodox Slavs, 900-1700. Ithaca; London: Comell University Press, 1989.
L. Engelstein. The Keys to Happiness. Sex and the Search for Modernity in Fin-de-Siecle Russia. Ithaca: Comell University Press, 1992. Русский перевод
- Л. Энгельштейн. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX-XX веков. М.: Терра, 1996.
См. И. Кон. О русском сексе // Столица. 1991. № 11-12, с. 111-119, 122-124. Особенно важен специальный номер журнала
"Литературное обозрение" (1991, № 11), целиком посвященный эротической традиции в русской литературе.
См. об этом подробнее J. Welntraub and К. Kumar, eds. Public and Private in Thought and Practice. Perspectives on a Grand Controversy. Chicago: University of Chicago Press, 1997.
V. Shiapentokh. Private and Public life of the Soviet People. Changing Values in Post-Stalin Russia. New York; London: Oxford University Press, 1989, p. 15.
См., например, А. Ефименко. Исследования народной жизни. М: издание В. И. Касперова, 1884, с. 82.
С. de Greve. Le voyage en Russie. Anthologie des voyageurs francais aux XVllI' et XIXe
siecles. Paris: Robert Laffont, 1990 p.926;J.Vowles. Marriage a la russe //
Sexuality and the Body in Russian Culture. Ed. by J. T. Cosdow, S. Sandier, J. Vowels. Stanford University Press, 1993, pp. 53-74.
Н.А.Бердяев. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990 (1918), с. 12. По мнению Георгия Гачева, "субъект русской жизни
- женщина; мужчина - летуч, фитюлька, ветер-ветер;
она - мать-сыра земля. Верно, ей такой и требуется
- обдувающий, подсушивающий, а не орошающий семенем (сама сыра
- в отличие от земель знойного юга); огня ей, конечно, хотелось бы добавить к себе побольше..." (Г. Гачев. Русский Эрос. "Роман" Мысли с Жизнью. М- Интерпринт, 1994, с. 251). См. также J. Hubbs. Mother Russia. The Feminine Myth in Russian Culture. Bloomington: Indiana University Press, 1988; Postcom-munism and the Body Politics. Ed. by E. E. Beny. New York University Press, 1995.
D. Ranconr-Laferriere. The Slave Soul of Russia. Moral Masochism and the Cult of Suffering. N.Y.: New York University Press, 1995, p. 137.
См.: L. Steinberg. The Sexuality of Christ in Renaissance Art and In Modem Oblivion. N.Y., 1983; A. I. Davidson. Sex and the Emergence of Sexuality //
Critical Inquiry, vol. 14 (Autumn 1987), pp. 16-41; P. Brown. The Body and Society. Men, Women, and Sexual Renunciation in Eariy Christianity. N.Y.: Columbia University Press, 1988.
См. A. G. Gross. The Russian banya in the descriptions of foreign travellers and in the depictions of foreign and Russian artists // Oxford Slavonic papers, New Series, vol. XXIV, 1991, pp. 34-60.
Казакова. История моей жизни. М., Московский рабочий, 1990, с. 563. Некоторые европейские наблюдатели связывали "бесстыдство" русских с крепостным правом: отношение к крепостным как к скоту лишает женщин чувства стыдливости. Массой рассказывает случай, как некая помещица, путешествуя в карете, велела двум лакеям поддерживать ее за руки, пока
она облегчалась в кустах; когда ее французская спутница удивилась такой беззастенчивости, дама ответила: это же мои рабы, они даже подумать не могут о том, что у меня под юбкой, я для них не женщина, а они для меня не мужчины (С. de Greve. Le voyage en Russie, p. 926). Жан-Батист Мей в 1829 году удивлялся тому, что русские знатные дамы, которые не допускают ни малейших вольностей в светском разговоре, ходят на пляж в сопровождении лакеев, подающих им полотенце. Он сравнивает положение лакеев с положением евнухов: "ранг создает такое расстояние, что господин и раб не считают себя принадлежащими к одному и тому же виду" (C.de Greve. Le voyage en Russie, p. 953). Но в середине XVIII в. приятельница Вольтера маркиза дю Шатле не только раздевалась, но и принимала ванну с помощью своего лакея, не усматривая в этом ничего особенного (J. С.
Bologne. Histoire de la pudeur.
Paris: Olivier Orban, 1986, р. 41). Стыдливость - чувство сословное. В средние века утреннее одевание многих европейских монархов было публичной церемонией. В России крепостное право держалось значительно дольше, чем в Европе, и европейские наблюдатели успели о нем подзабыть.
В. О. Ключевский. Курс русской истории //
Сочинения в 8 томах. T.I, M.: Государственное издательство политической литературы, 1956, с. 31.
См. Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. M.: Наука, 1981, гл. 7-8; Н. M. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916; Б.А.Успенский. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии; Е. Levin. Sex and Society in the Worid of the Orthodox Slavs, 900-1700; А.Л.Топорков. Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дёр. Присно) //
Древнерусская литература. Источниковедение. Сборник научных трудов. Отв. ред. Д С. Лихачев. Л.: Наука, 1984, с. 222-233; его же. Малоизвестные источники по славянской этносексоло-гии (конец XIX
- начало XX века) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Отв. редакторы А. К. Байбурин и И. С. Кон. СПб.: Наука, 1991, с. 307-318. Ценные указания по этому вопросу мне дал А. Н. Анфертьев, которому выражаю искреннюю благодарность.
См., например, V. F. Mansikka. Die Religion der Ostslawen. Helsinki, 192 2 (Folklore Fellows Communications, №43), S. 159,162-165.
В.И.Жельвис. Инвектива: опыт тематической и функциональной классификации //
Этнические стереотипы поведения. Под ред. А К. Байбурина. Л.: Наука, 1985, с. 296-320.
См. И. С. Кон. Введение в сексологию. M.: Медицина, 1988, с. 101-102. Как и многие другие формы речи, инвективная лексика довольно четко дифференцируется по полу. См. В. И. Жельвис. Инвектива: мужские и женские предпочтения // Этнические стереотипы мужского и женского поведения, с. 266-283. Но иногда "мужские" выражения могут выражать "женскую" точку зрения. Вот, например, что пишет о русском матеГ.ДГачев:
"Русский ощущает неприятность от мира как то, что его гребут, как бабу. Это в известном присловье: „Жизнь Бекова: нас (гр)ебут, а нам
- некого".
Здесь тип бисексуальности самочувствия в русском космосе:
в бабу меня превратили - выгребли меня и выгребают, а вот мужчиной стать никак не удается.
Что русский мужчина ощущает себя в большей части женщиной, очевидно из нецензурного слова.
Русский мужик в брани употребляет чаще всего
- и в обращении к мужику же: ты, „блядь", и ты „...а", или „п-о-рванец", где тоже главная идея „п...". Словом „б", как прослойкой, пересыпано чуть ли не каждое слово речи, добавляя к нему эротически женский оттенок. Реже в ругательствах употребляется мужской корень „х.-" (ты
- „х... моржовый" - реже и есть похвала даже). Зато часто: ты, „загребаный в рот" (т. е. претерпевший, как женщина, акт над собой) или
- „я тебя в рот гребу", или „я тебя гребал". Или „от-гр-ебись", „гребись ты в доску" и т. д.
- это мольбы женщины оставить ее.
В основном ругательстве „е... твою мать" главное слово и идея „мать"
- и звучит не как объект действия (как это буквально по смыслу слов), но как его сущность и основа.
Если же: „Ты что, офуел?" - тоже женское состояние обозначено: Ошеломлен от „фуя", не может прийти в себя.
,А на фуя?", „На кой хер?" = зачем? - опять женский вопрос: в отношении к фую рассматривает (нет
"за какой п-ой?" - редко и искусственно). Так что русский мат действительно матерями и создан, женской субстанцией выработан (хотя выговорен
- мужскою). Недаром так густо матерятся русские бабы". Г. Гачев. Русский Эрос, с. 225.
См. А. V. Isachenko. Un juron russe du XVI siecle // Lingua vigeL Commentationes slavicae in honorem V. Kiparsky. Helsinki, 1964, pp. 68-70. По словам Герберштейна, обычное ругательство московитов
- "Пусть собака спит с твоей матерью" (С. Герберштейн. Записки о Московии. M.: издательство МГУ, 1988, с. 89).
См. Н. М. Маторин. Женское божество в православном культе. М., 1931.
Б. А. Успенский. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии.
F. Dreizin, Т. Priestley. A Systematic Approach to Russian Obscene Language //
Russian Linguistics, 6 (1982), 233-234; см. также D. Rancour-Laferriere. The Boys of Ibansk: A Freudian Look at Some Recent Russian Satire //
Psychoanalytic Review 72, №4 (Winter 1985), pp. 639-656.
Н. Старшиной. Разрешите вас потешить // Три века поэзии русского Эроса. Публикации и исследования. Составители А. Щуплов, А. Илюшин. М.: Издательский центр театра "Пять вечеров", 1992, с. 131-157. Ср. Неподцензурная русская частушка. Подготовка текста, введение и примечания В. Кабронского. N.Y„ Russica publishers, 1978.
См. A. Flegon. Eroticism in Russian Art. London: Flegon Press, 1976.
В последующем изложении я следую в основном за Eve Levin. См. также Н.Л.Пушкарева. Сексуальная этика в частной жизни древних руссов и московитов (X-XV1I вв.) //
Секс и эротика в русской традиционной культуре. Составитель А Л. Топорков. М.: Ладомир, 1996, с. 44-91.
Цит. по Н. Л. Пушкарева. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989, с. 87-88 . См. также Б. А. Романов. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки. Изд. 2. Л.: Наука, 1966.
Б. А. Романов. Люди и нравы Древней Руси, с. 190.
Цит. по: Н.Л. Пушкарева. Сексуальная этика в частной жизни древних руссов и московитов (X-XVI1 вв.), с. 50.
Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии). Авторы-составители: Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. СПб.: Издательство Европейского Дома, 1993, с. 276.
Стоглав. СПб., издание Д. Е. Кожанчикова, 1863. с. 109.
L. Heller. Amour, erotisme, litterature russe. Reflexions en guise de preface // Amour et erotisme dans la litterature russe du XXe slecle. Actes du Colloque de juin 1989 organise par t'Universite de Lau-zanne, avec de concours de la Fondation du 450eme anniversaire. Edite par L Heller & P. Lang, 1992, pp. 5-21.
См. С. Карлинский. "Ввезен из-за границы...?" Гомосексуализм в русской культуре и литературе. Краткий обзор // Литературное обозрение, 1991, NS 11, с. 104.
Ю. Крижаннч. Русское государство в половине XVII века. М 1866, т. 2, с. 17-18.
Н. К. Гудзий. Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII веков. М., 1962, с. 264.
Цит. по статье Карлинского "Ввезен из-за границы..?"
С. М. Соловьев. История России. 3 изд. СПб., 1911. Кн. 3, с. 750.
С. Carеу. Les proverbes erotiques russes, p. 64
Б.А.Успенский. "Заветные сказки" А. Н. Афанасьева // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия
Елеазара Моисеевича Мелетинского. М., 1993. с. 119-120.
Там же.
Б.Н.Миронов. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л.: Наука, 1991, с. 19-20.
См. Т. А. Беритшам. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX
- начале XX вв. // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978, с. 49-71; она же. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине XIX
- начале XX вв. // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л.: Наука, 1977, с. 88-115.
Цит. по М. М. Громыко. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986, с. 231.
Там же, с. 2 32.
См. А. К. Байбурин, Г-А-Левинтон. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Л.: Наука, 1978, с. 94-95. Вот как описывался этот обряд во Владимирской губернии конца XIX века:
Особый смысл придается утру после свадебной ночи. Если невеста оказалась честной, то ее прямо в рубашке выводят к гостям. Жених кланяется ее родителям, благодарит их за "хорошую державу". Гости в это время начинают бить посуду. Если невеста не была честной, то ее родителям подносят "худой" стакан вина, "худой" горшок, а иногда надевают хомут. В таком случае пир прекращается и родители невесты вскоре уезжают. Муж может взять вину на себя, тогда пир продолжается. На следующий после свадьбы день происходит беленье молодых
- мытье в бане, во время которого в предбаннике и около бани пьют водку и пляшут деревенские бабы... (Быт великорусских крестьян-землепашцев, с. 260). "
См. Т. А. Бернштам. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX
- начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. См. также В.Я.
Пропп. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Б. А. Романов. Люди и нравы Древней Руси; Г. А. Носова. Язычество в православии. М.: Наука, 1975.
И. Тярадин. "Досвитки" и их влияние на половую жизнь крестьянской молодежи // Профилактическая медицина. 1926. №7-8, с. 96-104. Цит. по: S. G. Solomon. Innocence and sexuality in Soviet medical discourse
// Women in Russia and Ukraine. Edited and translated by R. Marsh. Cambridge University Press, 1996, pp. 121-130.
Быт великорусских крестьян-землепашцев, с. 236-276.
В.А. EngeL Between the Fields and the City. Women, Work, and Family in Russia, 1861-1914. Cambridge Cambridge University Press, 1994; В.А. Engel. Peasant morality and premarital relations in late 19th century Russia
// Journal of Social History, vol. 23 (1990), 4, pp. 694-714; S. P. Prank. "Simple folk, savage customs?" Youth, sociability, and the dynamic of culture in rural Russia, 1856-1914 //
Journal of Social History, vol. 25 (Summer, 1992), 4, pp. 711-736; W.G.Wagner. Marriage, Property, and Law in Late Imperial Russia. Oxford: Clarendon Press, 1994.
Б.Н.Миронов. Традиционное демографическое поведение крестьян в XIX
- начале XX в. // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. Сборник статей под ред. А. Г. Вишневского. М.: Статистика, 1977, с. 83-104.
См. Т. А. Бернштам. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX
- начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988, с. 51,109.
См. Н.А. Миненко. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII
- первая половина XIX в.). Новосибирск Наука 1979, с. 217.
Быт великорусских крестьян-землепашцев, с. 275-276.
Там же, с. 2 59.
Там же, с. 261.
М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература 1990, с. 207.
См. Ю. Лотман, Б. Успенский. Новые аспекты изучения культуры древней Руси // Вопросы литературы, 1977, №3, с. 159-161. Ср.
Д.С. Лихачев, А. М. Панченко, Н.В. Понырко. Смех в Древней Руси. Мл Наука, 1984; А. Я. Гуревич. Проблемы средневековой культуры. М.: Искусство, 1981.
В последующем изложении я широко использую работы Б.Н.Миронова "Традиционное демографическое поведение крестьян в XIX
- начале XX в." и А. Г. Вишневского "Ранние этапы становления нового типа рождаемости в России" из кн. "Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР". Сборник статей под ред. А. Г. Вишневского.
М.: Статистика, 1977, с. 83-104,105-134.
Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., 1887, с. 226.
Б. А. Романов. Люди и нравы Древней Руси, с. 188.
А. Терещенко. Быт русского народа. Т. II. СПб., 1848, с. 37-38.
В. Н. Татищев. История Российская. Т. VII. Л., 1968, с. 374.
См. Т. А. Бернштам. Молодежь в обрядовой жизни русской общины, с. 48-49.
Миронов. Традиционное демографическое поведение, с. 86.
См. М. С. Тольц. Брачность населения России в конце XIX
- начала XX в. // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР, с. 138-153.
Цит. по В.Л.Янин. Комплекс берестяных грамот № 519-521 из Новгорода //
Общество и государство феодальной России. М.: Наука, 1975, с. 36-37.
См. Н. Л. Пушкарева. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X
- начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997.
Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738-1793. М, Л.: Academia, 1931.Т. 2,с.251.
Там же, с. 276-277. Интересный очерк эволюции понятия любви в русской культуре см„ А. Г. Вишневский. Страсть и супружество // Социологические исследования, 1986, №2, с.108-121.
Г.Р.Державин. Записки... // Сочинения. Л.: Художественная литература, 1987, с. 328.
Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М, Л.:
Academia, 1931,т. 2, с. 306-307,310.
И. М. Карамзин. Моя исповедь // Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М.; Л.: Художественная литература, 1964, с. 732.
Марк Поповский. Третий лишний. Он, она и советский режим. London, Overseas Publications, 1984, р. 179.
Цит. по Миронов. Традиционное демографическое поведение, с. 94.
Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. 1738-1793. Т. 1.СП6., 1871,с. 645.
Л. Н. Толстой. Крейцерова соната // Собрание сочинений в 22 томах, т. 12, М.: Художественная литература, 1982, с. 160.
См. об этом подробнее: А. Г. Вишневский. Место исторического знания в изучении прокреативного поведения в СССР // Второй советско-французский демографический семинар, Суздаль, 15-19 сентября 1986. М., 1986.
О. П. Семенова-Тян-Шанская. Жизнь "Ивана" // Записки Императорского Российского Географического общества по отделению этнографии. Т. 39. СПб., 1914, с. 59.
Г. И. Успенский. Власть земли // Собрание сочинений в 9 томах, т. 5, ГИХЛ, 1956, с. 186.
Вишневский. Ранние этапы.., с. 122.
Д.Н.Жбанков. Бабья сторона. Материалы для статистики Костромской губернии. Вып. 8. Кострома, 1891, с. 82. Цит. по:
Вишневский.
Ранние этапы.., с. 123.
Быт великорусских крестьян-землепашцев, с. 275.
А. Ф. Кони. Самоубийство в законе и жизни // Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. М.: Юридическая литература, 1976, с. 465.