В.П. Борисенков.
Педагогические проблемы современности
Гендерная педагогика.
Сложные проблемы ставит перед педагогикой изменение взаимоотношений между полами.
К началу ХХ1 столетия многие социальные различия между мужчинами и женщинами
(в характере трудовой деятельности, уровне образования и т.д.) уменьшились, а то
и вовсе исчезли. Это не может не сказываться на психике и самосознании мальчиков и девочек.
Сейчас мы ушли от бесполой педагогики, стали больше, по сравнению с недавним прошлым,
учитывать половые различия, но часто они трактуются только как психофизиологические.
Гендерная педагогика в России делает лишь первые шаги, даже термин этот мало кому известен.
Во многих педагогических исследованиях нормативный идеал мужественности и женственности
рисуется так, будто в этой сфере ничего не изменилось со времен Киевской Руси, и это вступает
в противоречие с жизнью. Необходимо осознать, что без учета особенностей развития и
социализации детей разного пола не может быть ни успешной борьбы с подростковой преступностью,
ни подготовки их к семейной жизни.
Я знаю, сколь неоднозначно в нашем обществе, в том числе и в нашей академической аудитории,
воспринимается обращение к проблемам сексуального просвещения. И все же скажу об этом,
поскольку считаю, что речь идет об очень важном деле и именно педагогического, а не
медицинского свойства. Тенденции развития подростковой сексуальности в России - те же самые,
что и в остальном мире: снижение возраста сексуального дебюта, терпимое отношение к добрачным
связям, рост интереса к эротике. Если прибавить к этому "откровения" в наших средствах
массовой информации, расширение секс-индустрии, то приходится сделать вывод: раз мы с этим
ничего не можем поделать, поскольку власть погони за деньгами пока сильней наших призывов и
увещеваний, то надо заниматься сексуальным просвещением молодежи. Ведь сочетание высокой
сексуальной активности молодых с низким уровнем сексуальной культуры приводит к ужасающим
результатам. В 2002 г. число абортов на 1000 женщин от 15 до 45 лет было в Бельгии 6, в
Нидерландах -7 , в Германии - 8, а в России - 62. Рекорд Европы! Такая же ситуация у
подростков. Показатели по заболеваниям, передающимся половым путем, и по ВИЧ инфекции у
российских подростков в 100 раз выше, чем в странах Западной Европы. Повторяю, речь идет о
проблеме не столько медицинской, сколько педагогической: наобходима продуманная работа по
сексуальному образованию детей и подростков, и педагогике надо этим целенаправленно заниматься.
Журнал "Мир психологии", Т. 4, октябрь-декабрь 2003, с. 258-259
Интересно, воспримет ли российская педагогика этот призыв.
|