Ответы на вопросы Московской Хельсинкской группы о правах сексуальных
меньшинств
Как Вы оцениваете уровень терпимости российского общества к
LGBT-лицам? Изменилась ли ситуация в 2002 году? Каким образом?
Терпимость к гомосексексуальности в России одна из самых низких в Европе,
особенно со стороны официальных органов власти. В 2002 году открытые публичные
нападки на геев и лесбиянок усилились и стали более агрессивными. Возглавляет
эту компанию Русская православная церковь. Подробный отчет об опросах
общественного мнения и т.д. содержится в моей книге "Лики и маски однополой
любви" (2-е переработанное издание, "Олимп", 2002).
Какова, на Ваш взгляд, ситуация с соблюдением
прав гомосексуалов со стороны государства? Каковы тенденции 2002 года? Каковы,
с Вашей точки зрения, перспективы совершенствования российского
законодательства в этом плане?
Никаких правовых гарантий сексуальным меньшинствам
государство не дает и давать не собирается. Московские власти много лет
отказываются зарегистрировать правозащитную организацию геев и лесбиянок.
Вопрос о легализации однополых браков даже не обсуждается. Оппозиционные
партии ставить эти вопросы боятся.
Известны ли Вам подтвержденные случаи нарушения прав гомосексуалов в
2002 году? Если да, какие именно?
Знаю случай, когда
аспирант-химик был уволен только потому, что его научный руководитель узнал о
его гомосексуальности. 10 декабря 2002 г председатель Петербургского союза
журналистов, главный редактор "Вечернего Петербурга" В.Б.Угрюмов запретил
проведение в Доме журналиста пресс-конференции о правах сексуальных
меньшинств, заявив, что это не имеет никакого отношения к правам человека.
Вопреки официальному присоединению России в 1999 г. к международной
классификации болезней (МКБ-10), многие медицинские учебники продолжают
считать гомосексуальность болезнью. Это служит теоретической основой
социальной дискриминации геев и лесбиянок.
Ваш комментарий по поводу одиозного предложения г-на Райкова в начале
этого года.
На своем вебсайте и в ряде газетных интервью я однозначно
оценил эту инициативу как демагогическую и фашистскую, продиктованную
исключительно предвыборными соображениями. Уверен, что этот законопроект, как
и аналогичное предложение депутата Митрофанова, даже не будет обсуждаться в
Думе. Политический эффект его оказался противоречивым. Нардепы и их союзники
вылили на сексменьшинства целые ушата ненависти и грязи, больше, чем за все
предыдущие годы, начиная с 1934 года. Правительство и большинство публичных
политиков отреагировали осторожно, в форме юмора или замечаний типа "Делать им
больше нечего!" Права гомосексуалов открыто защищали только немногие депутаты
СПС. Однако в СМИ этот скандал вызвал эффект бумеранга. Вместо привычного
иронического тона, большинство телеканалов стали обсуждать проблемы
сексуальных меньшинств всерьез, включая ранее запретные темы однополых браков,
усыновления детей и т.д. Это дает обществу дополнительную информацию, в ряде
случаев теледебаты заканчивались в пользу геев. Я сам видел несколько таких
программ. Главный водораздел идет по возрасту и уровню образования. Однако
огорчает крайне низкий уровень информированности и сексуального образования
телеведущих. Впечатление такое, что абсолютное большинство из них никакой
научной литературы о сексуальности сроду не читали. В качестве экспертов часто
также привлекаются дремучие люди.
Изменилась ли каким-либо образом ситуация с вопросом о половом
воспитании в российской школе? Есть ли какая-либо активность государства по
укреплению толерантности в российском обществе?
Нет. Начатый
в 1996 г. крестовый поход против сексуального образования
продолжается. Подробный анализ этой проблемы дан в моей книге "Подростковая сексуальность
на пороге XXI века" (М.:Феникс+, 2001) и многочисленных статьях в научных
журналах, включая "Вопросы философии", газетах, электронных СМИ и в Интернете.
Я оцениваю сложившееся положение как геноцид российской молодежи. Приведенных
мною научных фактов и сделанных из них выводов никто не оспорил. Однако
никакой реакции со стороны государства и его органов нет. Мои работы
предпочитают замалчивать. Это один из аспектов клерикализации российского
образования.