СЕКСОЛОГИЯ | | |
Персональный сайт И.С. КОНА | | |
Философия образования - новые книги
В современном мире очень остро стоит проблема определения целей, задач и
критериев эффективности образования и воспитания. Этой проблематике посвящено
несколько новых книг, которые я хотел бы рекомендовать вниманию посетителей
этого сайта.
Прежде всего, это книга А.В. Мудрика "Социальная
педагогика". 3-е изд, М: Academia, 2002. Ее автор - ведущий российский специ
алист по социальной педагогике и по воспитанию старшеклассников. Небольшая по
объему и ясная по стилю книга (учебник для педвузов) дает четкое представление о
процессах, институтах и факторах социализации детей и подростков в современном
обществе. Хотя автор - профессор педагогики, книга по-хорошему социологична и
вместе с тем психологична. В ней последовательно проводится принцип субъектности
и диалогичности процессов воспитания и социализации, который разрабатывали и
отстаивали передовые советские педагоги 1970-80-х годов, о которых некоторые
успели забыть. Особенно интересна в этом плане последняя глава "Издержки
социализации", о которых многие теоретики педагогики предпочитают умалчивать,
возлагая ответственность за свои провалы на какие-то другие социальные институты
(проще всего винить во всем телевидение). Некоторые аспекты этой темы я бы
советовал обострить. Отношения взрослых и детей, которые мы обычно описываем в
лестных для себя терминах заботы и воспитания, часто являются отношениями
власти. Закрывая детям и подросткам доступ к некоторым источникам информации,
взрослые не столько помогают воспитуемым (например, незнание азов безопасного
секса подвергает подростков дополнительному риску заражения ВИЧ, нежелательному
зачатию и т.д.), сколько охраняют нашу собственную монополию на власть и знание.
Пока взрослые (=социализаторы) не осознают этого, они вольно или невольно будут
виктимизировать своих детей, заставляя их расплачиваться за чужие ошибки.
Вторая книга - А.С. Запесоцкий "Образование: философия,
культурология, политика". М.: Наука, 2002 - интересна прежде всего широкой
охвата темы. Автор книги, известный культуролог, ректор Санкт-Петербургского
гуманитарного университета профсоюзов, соединил в ней результаты ряда своих
прошлых исследований по теории культуры и социологии молодежи и образования.
Книга весьма информативна, в ней обсуждаются многие дискуссионные вопросы.
Думаю, что книга Запесоцкого скоро станет основным учебным пособием при изучении
проблем философии и социологии образования. Особенно свежими и заслуживающими
внимания представляются суждения автора о задачах и функциях высшего
гуманитарного образования. К сожалению, некоторые части и положения книги не
всегда "стыкуются" друг с другом. Не желая никого обидеть, вежливый автор порой
в одной и той же сноске "раскланивается" с несколькими предшественниками,
концепции которых несовместимы, как вода и пламень. Плюрализм, конечно, хорош,
но…
Третья книга - Б.С. Гершунский. "Философия образования
для ХХ1 века", М. Педагогическое общество России, 2002 - наоборот, резко
полемична. Ее автор, известный теоретик педагогики, академик РАО, занимается
прежде всего проблемами прогностики. Его интересуют образование как объект
системного исследования, ценностно-целевые приоритеты образования и прикладные
аспекты философии образования. Профессионально оценить эти разделы книги мне
трудно. Однако меня очень заинтересовала последняя глава книги "Философия
образования и политика". Я не любитель апокалипсических прогнозов и "набатных"
высказываний, за которыми большей частью не стоит альтернативных конструктивных
программ. Однако тревогу Б.С.Гершунского об опасности нацификации России и
клерикальной экспансии в сферу российского образования я полностью разделяю.
Приводимые автором пространные цитаты из докладов и речей Министра образования
В.М.Филиппова, Президента РАО Н.Д.Никандрова и других официальных лиц
свидетельствуют о том, что светское образование в России действительно под
угрозой. А под флагом уваровской троицы - "Православие, Самодержавие и
Народность" - в XXI веке жить невозможно. Очень рекомендую прочитать этот раздел
книги Б.С.Гершунского.
© И.С. Кон
