СЕКСОЛОГИЯ | |||||||||||
Персональный сайт И.С. КОНА |
|
Эта заметка несколько лет назад была опубликована в одном из популярных журналов "Аргументов и фактов", не помню точно, в каком именно. Это - ее исправленный текст. Об этом можно прочитать также в моей книге "Вкус запретного плода: сексология для всех" (М. 1997)
В нашей печати появились сообщения о том, что на Западе быстро распространяется не то новая психическая болезнь, не то социальное движение - одержимость сексом или сексуальная зависимость, наподобие наркомании, включающая в себя, как писал один российский журнал, "подавляемую мастурбацию, наклонность к разврату и извращениям, донжуанству, а также несовместимость партнеров… Все те, у кого любовь и секс сопровождаются чувством вины и переживаниями, считаются сексуально зависимыми". Чтобы избавиться от этих переживаний, сексуально-одержимые люди объединяются в группы, наподобие "анонимных алкоголиков", исповедуются друг другу и таким образом обретают душевный покой. Люди спрашивают, как к этому относиться?
Прежде всего, нужно сказать, что сексология, в отличие от религиозных культов, не пользуется такими оценочными, морализаторскими категориями как "разврат" и "извращения".
Сексуальность и любовь всегда сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями, причем тот, кто любит, неизбежно так или иначе зависит от предмета своей любви. Недаром слова "страсть" и "страдание" имеют один и тот же корень. Посторонним людям такая зависимость часто кажется чрезмерной и опасной. С точки зрения их родителей и родственников, Ромео и Джульетта, безусловно, были одержимыми, и отец Лоренцо, вместо того, чтобы им потворствовать, должен был "вылечить" их от наваждения. Или вспомните замечательную новеллу Стефана Цвейга "Амок".
В случае сексуальной одержимости речь идет о болезненной, чрезмерной привязанности не к конкретному человеку, а к сексу как таковому. Однако определить это понятия очень трудно.
Люди существенно отличаются друг от друга как по уровню своей эротической возбудимости, так и по силе сексуального желания, которые часто неправомерно объединяют в понятии "сексуального влечения" или "либидо". Пониженный уровень либидо называют сексуальной холодностью или гипосексуальностью, а повышенный - гиперсексуальностью, эротоманией (у мужчин ее иногда называют сатириазисом, по имени древнегреческих сатиров, демонов плодородия, отличавшихся особой похотливостью и наглостью, а у женщин – нимфоманией).
Понятия эти многозначны. Во-первых, надо уточнить, идет ли речь о сексуальной возбудимости или о сексуальном желании. Человек может не иметь сексуальных желаний и тем не менее переживать непроизвольное возбуждение, частые и длительные эрекции и т.п. Или, наоборот, испытывать сильные сексуальные желания, которые он физиологически не может реализовать, например, при расстройстве эрекции. Причем и то и другое может быть как органическим, так и психогенным.
Второй, еще более сложный, вопрос, состоит в том, каков критерий гипо= или гиперсексуальности: сравниваем ли мы себя (или другого человека) с некиим статистическим нормативом (и откуда он берется?) или же руководствуемся какими-то ценностными критериями и какими именно? Важно не "сколько" и "чего" человек сексуально делает, а насколько он удовлетворен своей половой жизнью и насколько она совместима с другими сторонами его жизнедеятельности. Характерный признак эротомании – не сама по себе высокая сексуальная активность, а то, что она не приносит удовлетворения: человек "одержим сексом", не интересуется ничем другим и тем не менее не получает от половой жизни удовлетворения. Иногда за этим стоит неуверенность в себе, требующая постоянного подкрепления (комплекс Дон Жуана).
Понятие сексуальной одержимости (sexual addiction или sexual compulsivity), аналогичной алкоголизму или наркомании, ввел в науку в 1980-х годах американский психолог Патрик Карнс, имея в виду прежде всего социально и культурно неодобряемый секс, так называемые парафилии. По его мнению, сексоман (sexual addict), подобно накроману или алкоголику, проходит в своем развитии 4 стадии:
1) подобное трансу увлечение мыслями о сексе, которое вынуждает его искать соответствующую стимуляцию;
2) выработка специальных эротических ритуалов, которые предшествуют сексуальным действиям и усиливают половое возбуждение;
3) появление жесткой психической зависимости от этих ритуалов, когда человек уже не может остановиться или контролировать себя ;
4) вытекающее из этого отчаяние и чувство бессилия.
Чтобы избавиться от этих чувств, люди и создают организации по типу "анонимных алкоголиков".
О существовании такого синдрома говорят, без ссылок на Карнса, и некоторые российские сексопатологи.
Однако западными специалистами эта теория встречена скептически, ее считают диагностически непригодной. Главное возражение против нее - неправомерное смешение количественных параметров сексуальности ("слишком много" или "слишком сильно") с качественными - почему человек не может принять именно тот вид сексуальности, к которому его больше всего тянет? Некоторые сексологи считают, что эта теория - просто наукообразная иноформа, "медикализация" традиционной антисексуальной идеологии. Тем более, что радикальным "излечением" сексомании иногда кажется полное сексуальное воздержание.
Подобные взгляды особенно характерны для некоторых русских религиозных сект, например, скопцов, которые считали единственным средством преодоления "соблазна" самооскопление, что они и осуществляли на практике. Эта идеология оказала большое влияние на русскую философскую и художественную культуру XIX - начала XX в. Наиболее подробный культурологический ее анализ дает Александр Эткинд в книге "Хлыст" (М. 1997) (к сожалению, до меня она пока не дошла, но я читал его предыдущие работы).
С точки зрения психологии и психиатрии, сексоборчество нисколько не лучше одержимости каким-то определенным способом сексуального удовлетворения. Групповое обсуждение этих проблем с себе подобными не только не помогает их разрешению, но нередко даже усугубляет их. Человек, который считает свои сексуальные желания чрезмерными или нездоровыми, должен прежде всего разобраться в том, что именно его тревожит, насколько обоснованы его страхи, не стоят ли за ними элементарные предрассудки и предубеждения (как чаще всего бывает с мастурбационной тревожностью) и не лучше ли ему, вместо того, чтобы отказываться от сексуальной жизни, попытаться разнообразить свой эротический репертуар. Очень часто за сексуальной неудоволетворенностью стоят коммуникативные трудности, неспособность к психологической интимности и попытка заменить качество количеством. Общение с профессиональным сексологом, который в состоянии отличить психофизиологические проблемы от эмоционально-коммуникативных, будет гораздо эффективнее, чем с такими же сексуально озабоченными людьми.
Клубы "сексоманов", жаждущих избавиться от своей "сексуальной одержимости", часто связаны с консервативными религиозными и общественными течениями. На самом деле, большинство современных людей жалуются не столько на "чрезмерность” своих сексуальных желаний, сколько на их слабость и вялость. В какой мере это объясняется коммерциализацией секса, превращением его в предмет массового потребления и вытекающей отсюда его инфляцией, а в какой - нереалистическими, завышенными ожиданиями, что при каждом половом акте душа будет воспарять к небу, а земля - разверзаться под ногами, - вопрос открытый.
Удовольствие, наслаждение и страсть - качественно разные переживания.
|