СЕКСОЛОГИЯ | |||||||||||
Персональный сайт И.С. КОНА |
|
И.о. заместителя начальника
управления по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов
Генеральной прокуратуры РФ
М.А. Лозиной
Уважаемая госпожа Лозина!
На Ваш запрос об оценке присланных мне 6 видеозаписей программы "Про это", "имеются ли в них признаки порнографии, эротики, либо развратных действий", сообщаю следующее.
1) В Вашем письме, как и в российских политических дебатах на эти темы, неправомерно смешиваются разные понятия.
Эротикой, без которой не может существовать ни человеческая сексуальность, ни культура, называются сексуальные чувства, фантазии и переживания, а также стимулирующие их литературные, видео, аудио и прочие материалы. Люди, воспитанные в пуританском духе, воспринимают слова "эротика" и "эротизм" как бранные выражения, обозначающие нечто "животное", низменное. На самом деле животные как раз не знают эротики и не умеют разнообразить свой сексуальный репертуар. Способность чувственно реагировать на эротические знаки и образы и сознательно создавать их, объективируя в них свою фантазию, – исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен.
Эротические образы выполняют четыре главные функции. 1) Отражая и фиксируя сексуально-значимые свойства и переживания, они являются средствами познания. 2) Они служат своего рода афродизиаками, стимуляторами сексуального возбуждения. 3) Они расширяют рамки и возможности сексуального удовлетворения, обогащая репертуар нашего сексуального поведения и дополняя его новыми нюансами. 4) Эротическое воображение позволяет людям преодолевать жесткие границы реальности и испытывать переживания, которые им физически недоступны.
Эротические материалы чрезвычайно разнообразны. Они различаются:
по своему содержанию: какие именно сексуальные потребности или действия они удовлетворяют, стимулируют или изображают (эротика может быть гетеро= или гомосексуальной, садомазохистской и т.п.);
по степени своей откровенности и детализации: так называемая жесткая эротика (или жесткое порно) включает подробное изображение гениталий или полового акта, тогда как мягкая эротика (или мягкое порно) скорее соблазняет и намекает на сексуальные действия, нежели показывает их;
по своему этическому и эстетическому уровню: сексуально-эротические описания и образы, которые представляются обществу или отдельным индивидам социально приемлемыми, отвечающими их нравственно-эстетическим критериям, обычно называют "эротическим искусством", а те, которые кажутся вульгарными, низменными, оскорбляющими человеческое достоинство, называются порнографическими, "непристойными".
Хотя эти различия существенны, их критерии являются культурно-историческими и зависят от индивидуальных вкусов. В массовой культуре эти границы еще более размыты. Популярный американский учебник сексологии супругов Альгайер определяет эротику как "сексуально-ориентированный материал, приемлемый для зрителя", а порнографию - как "сексуально-ориентированный материал, неприемлемый для зрителя". Поэтому правовое регулирование этой сферы общественной жизни представляет большие трудности. Недавние думские дебаты эти вопросы еще больше запутали. Подробнее об этом можно прочитать в моих книгах "Вкус запретного плода. Сексология для всех" (Москва., "Семья и школа", 1998) и "Сексуальная культура в России: клубничка на березке" (Москва, Объединенное гуманитарное издательство, 1997)
2) Программа "Про это" - единственная в России программа, в которой люди свободно обсуждают острые, наболевшие вопросы своей сексуальной жизни, а затем их мнения комментируют специалисты-сексологи. Поскольку программа рассчитана на взрослых людей, она свободна от оскорбительной нравоучительности и категоричности, однако эксперты, как правило, находят возможность поправить возникшие в ходе дискуссии ошибочные и крайние мнения.
Психологически и сексологически такая программа полезна и необходима. Поскольку это ток шоу, никаких "развратных" и вообще сексуальных действий программа не демонстрирует. Порнографических, даже при самом расширительном толковании этого понятия, сцен, равно как и ненормативной лексики, в ней также нет. Ее участники просто разговаривают, спорят, делятся опытом. Иногда это интересно, а иногда вульгарно и бестактно. Свое мнение об этом я не раз высказывал на страницах печати (см., например, журнал "Мегаполис", 1998, № 1, стр. 33-38). Просмотренные мною кассеты эти впечатления подтвердили.
Передача "Первый сексуальный опыт" хорошо показывает его разнообразие и влияние на последующую сексуальную жизнь мужчин и женщин. С социально-педагогической точки зрения особенно ценен рассказ о том, как страшно влияет на женщин изнасилование, которое очень распространено в нашей стране и опасные последствия которого многие люди недооценивают. Представленный в передаче живой человеческий опыт такого рода имеет большее воспитательное значение, чем десятки газетных статей. Рассказы "героев" удачно комментирует С.Т. Агарков. Активное участие женщин - одно из общих достоинств программы.
Передача "Женский оргазм" посвящена одной из самых важных и трудных проблем сексологии. Как известно, не все женщины испытывают оргазм, к тому же мужчины и женщины часто не понимают друг друга. Откровенный обмен жизненным опытом поможет участникам передачи и телезрителям более разумно строить свои интимные взаимоотношения. Комментарий Татьяны Агарковой просто великолепен.
Передача "Проституция" впервые раскрывает эту сложную проблему изнутри, сквозь призму жизненного опыта как самих сексуальных работниц, так и их клиентов. Эксперты (Агарков и А.П. Дьяченко) дополняют их рассказы указаниями на эпидемиологическую и социальную опасность этого вида деятельности. К сожалению, социологические и правовые аспекты темы остались за рамками передачи.
Передача "Гомофобия", посвященная чрезвычайно актуальной теме отношения общества к сексуальным меньшинствам, показалась мне поверхностной и неудачной, а итоговый вывод С.Т.Агаркова, что гомофобия - прежде всего реакция на агрессивное поведение геев и лесбиянок, - неверным по существу и политически некорректным. Это то же самое, что сказать, будто антисемитизм и расизм - реакция на нехорошее поведение евреев и негров. Однако живой обмен мнениями и особенно интеллектуальная беспомощность главного "гомофоба", который не смог привести в защиту своей позиции ни одного реального аргумента, возможно, заставит телезрителей задуматься над вопросом поглубже.
Передача "Самоудовлетворение", в которой я сам участвовал, посвящена теме мастурбации, которая все еще вызывает у россиян много необоснованных страхов. Откровенность, с которой молодые люди говорили об этом, поразительна. Программа предоставила слово и известному "борцу с онанизмом" писателю Б. Камову, вздорные утверждения которого наносят большой вред духовному и физическому здоровью молодежи. Однако аудитория, даже без помощи экспертов, по достоинству оценила его идеи.
Интересна и передача "Оральный секс". Эта практика широко распространена среди молодежи, но вызывает протест у некоторых людей старшего возраста. Откровенное обсуждение недавно еще запретной темы позволяет людям лучше осознать свои сексуально-эротические предпочтения и, что особенно важно, учит думать не только о своих собственных удовольствиях, но и об интересах партнера.
Особой поддержки и одобрения заслуживает передача о сексуальной жизни инвалидов, переданная 26 сентября. Впервые в истории России было публично сказано, что парализованные люди тоже имеют право на сексуальную жизнь и нуждаются для этого в специальной реабилитации. Я очень надеюсь, что медицинские власти обратят внимание на эту передачу.
Разумеется, программа "Про это" далеко не идеальна. Я вижу в ней ряд существенных недостатков.
Однако все эти и подобные вопросы не входят в компетенцию органов прокуратуры. Программа "Про это" может нравиться или не нравиться, но в ней нет ничего противоправного. Кому она не нравится, может ее не смотреть, тем более, что идет она в ночное время. Нападки на нее со стороны клерикальных и коммунистических кругов продиктованы прежде всего политическими целями, стремлением восстановить в стране цензуру и ограничить свободу информации.
Правоохранительные органы не должны идти на поводу у подобных настроений. В условиях тотальной криминализации страны, множества нераскрытых заказных убийств и экономических преступлений, самый факт проверки Генпрокуратурой "законности" безобидной телевизионной программы выглядит мрачным анекдотом. Невольно задаешь себе вопрос: неужели им больше делать нечего?
Доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН,
академик Российской Академии образования
И.С. КОН
Москва 29 сентября 1998
|