Высшая нервная деятельность
Мозговой центр (состоит из "ядра" и "рассеянных элементов")
"Ядро"- морфологически однородная группа клеток с точной проекцией рецепторных полей
"Рассеянные элементы"- клетки и группы клеток, располагающиеся вне "ядра" и осуществляющие элементарный анализ и синтез
Зоны коры головного мозга
Первичные - проекционные зоны (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные акты
Вторичные - проекционно-ассоциативные зоны, ответственные за операции гнозиса и праксиса
Третичные - участки перекрытия корковых представительств различных анализаторов, осуществляющие интегративную функцию
Интегративные уровни нервной системы
Первая сигнальная система - отвечает за первичные этапы праксиса и гнозиса
Вторая сигнальная система - отвечает за осмысленность действий человека и его речь
Третья сигнальная система - отвечает за прогнозирование различных актов, формирование перспектив и выбор первоочередных задач
Основные центры коры головного мозга
Лобная доля
- Двигательный анализатор
- Располагается в области передней центральной извилины и парацентральной дольки (поля 4, 6, 6А по Бродману)
- Центр поворота головы и глаз в противоположную сторону
- Располагается в области средней лобной извилины, премоторной области (поля 8,9 по Бродману)
- Лобно-мосто-мозжечковый путь
- Начинается от задних отделов верхней лобной извилины (поле 8)
- Моторный центр речи (Брока)
- Располагается в области задней части нижней лобной извилины (поле 44 по Бродману)
- Музыкальный моторный центр
- Располагается кпереди от моторного центра речи (поле 45)
- Центр письменной речи
- Располагается в области заднего отдела средней лобной извилины (поле 6 по Бродману)
Теменная доля
- Центр поверхностной и глубокой чувствительности
- Располагается в области задней центральной извилины (поля 1,2,3 по Бродману), верхней теменной области (поля 4,7 по Бродману), кзади от задней центральной извилины (поля 7,39,40 по Бродману)
- Центр праксиса
- Располагается в области нижней теменной дольки слева и в области надкраевой извилины (поля 39,40 по Бродману)
- Анализатор интероцептивных импульсов
- Располагается в области нижних отделов передней и задней центральных извилин
Височная доля
- Центр слухового анализатора
- Располагается в области средней части верхней височной извилины (Гешля), поля 41,42,52 по Бродману
- Центр вестибулярного анализатора
- Располагается в области нижних отделов наружных поверхностей височных долей (поля 20,21)
- Центр обонятельного анализатора
- Располагается в области крючка и аммонова рога (поля 11А, 11Е)
- Центр вкусового анализатора
- Располагается в области крючка, аммонова рога, нижнего отдела задней центральной извилины (поле 43) и островка
- Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)
- Располагается в области задних отделов верхней височной извилины слева (поля 22,37,42 по Бродману)
- Центр распознавания звуков и мелодий
- Располагается в области средней трети верхней височной извилины (поле 22)
Затылочная доля
- Центр зрительного анализатора
- Поля 17,18,19 по Бродману
- Центр анализатора письменной речи (центр чтения)
- Располагается на границе височной, затылочной и теменной долей (поле 39)
Исследование и нарушение корковых функций
Гнозис (узнавание)
Запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении с матрицей памяти.
Агнозия
Нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания.
- Тотальная агнозия
- Полная дезориентация человека
- Зрительная агнозия
- Нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии
- Слуховая агнозия
- Нарушение узнавания предметов по производимому им шуму
- Сенситивная агнозия
- Нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз и пр.)
- Вкусовая агнозия
- Нарушение узнавания предметов по вкусу
- Обонятельная агнозия
- Нарушение узнавания предметов по запаху
Праксис
Целенаправленное действие.
Апраксия
Нарушение целенаправленности и плана действий.
- Моторная апраксия
- Больной не может выполнять действия по приказу и по подражанию, но выполняет их непреднамеренно
- Идеаторная апраксия
- Больной не может выполнять действия по приказу, но выполняет их по подражанию.
- Конструктивная апраксия
- Больной выполняет действия и по приказу, и по подражанию, но не способен создавать качественно новые двигательные акты
Апраксии возникают при поражении теменно-затылочно-височной области доминантного полушария (двусторонняя апраксия), субдоминантного полушария и мозолистого тела (у правшей - левосторонняя апраксия)
Мышление
Логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.
- Задержка умственного развития
- Отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности)
- Олигофрения
- Нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению
Дебильность
Сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне.
Имбицильность
Сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания.
Идиотия
Полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.
Память
Различают механическую и смысловую память.
Компоненты памяти - запоминание (фиксация материала) и вспоминание (воспроизведения материала).
Нарушения памяти проявляются в виде амнезии, гипомнезии, гипермнезии (усиление механической памяти) и появления ощущений "уже виденного" или "никогда не виденного"
На процессы запоминания и вспоминания влияют
- Внимание
- Заинтересованность
- Эмоциональность
Речь и ее нарушения
Классификация нарушений речи
Нарушение речи при органическом поражении головного мозга
Афазия - распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон
Алалия - системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде
Дизартрии - нарушение иннервации речевой мускулатуры
Функциональные нарушения головного мозга
Заикание
Мутизм
Сурдомутизм
Дефекты строения артикуляционного аппарата
Дислалия
Ринолалия
Задержка речевого развития (при соматической и педагогической запущенности)
Некоторые варианты нарушений речи
- Сенсорная афазия Вернике
- "Словесная глухота", нарушение понимания речи при поражении левой височной области (средних и задних отделов верхней височной извилины).
Варианты сенсорной афазии
Акустико-гностическая сенсорная афазия
При нарушении слухового гнозиса возникает искажение понимания смысла слов при отсутствии глухоты. Развивается при поражении задней части извилины Гешля левого полушария (поле 22 по Бродману) Обычно сочетается с нарушением моторной речи из-за нарушения контроля за собственной речью со стороны слухового анализатора.
Выявляются
Большое количество ненужных слов в речи больного.
Логорея - чрезмерная говорливость.
Парафазии - неточное употребление слов
Персеверации - односложные ответы на различные по смыслу вопросы
Алексия - нарушение чтения.
Контаминации - слитное написание слов в предложении.
Акустико-мнестическая сенсорная афазия
При нарушении памяти возникает трудность подбора нужных слов при сохранении грамматической структуры фраз.
Развивается при поражении средней части извилины Гешля левого полушария (поля 37 и 21 по Бродману).
Больной обычно понимает устную и письменную речь, но наблюдаются нарушения в письменной речи и вербальные парафазии (затруднения при назывании предметов, при которых не помогает подсказка первого слога)
Семантическая сенсорная афазия
Затруднение понимания сложных логико-грамматических конструкций, при затруднении в произнесении слова подсказка первого слога помогает больному в произнесении последнего. Развивается при поражении височно-теменно-затылочной области левого полушария.
- Моторная афазия Брока
- Речевая апраксия, сочетание нарушения экспрессивной (устной) речи и письменной речи при сохранении ее понимания. Обычно нарушается и чтение (вслух).
Проявляется наличием в речи больного однообразных предложений с преобладанием существительных и инфинитивных форм глаголов.
Выявляются
Литеральная парафазия - перестановка и пропуск отдельных звуков
Вербальная парафазия - замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению
Аграматизмы - нарушеня грамматического строя речи
Литеральные параграфии при письме
Вербальные параграфии
Паралексии и прочие нарушения чтения
- Алалии
- Развиваются у детей при поражении головного мозга в возрасте до 2,5 - 3,0 лет.
Сенсорная алалия
Нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь.
Моторная алалия
Недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.