Высшая нервная деятельность

Мозговой центр (состоит из "ядра" и "рассеянных элементов")

"Ядро"- морфологически однородная группа клеток с точной проекцией рецепторных полей
"Рассеянные элементы"- клетки и группы клеток, располагающиеся вне "ядра" и осуществляющие элементарный анализ и синтез

Зоны коры головного мозга

Первичные - проекционные зоны (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные акты Вторичные - проекционно-ассоциативные зоны, ответственные за операции гнозиса и праксиса
Третичные - участки перекрытия корковых представительств различных анализаторов, осуществляющие интегративную функцию

Интегративные уровни нервной системы

Первая сигнальная система - отвечает за первичные этапы праксиса и гнозиса
Вторая сигнальная система - отвечает за осмысленность действий человека и его речь
Третья сигнальная система - отвечает за прогнозирование различных актов, формирование перспектив и выбор первоочередных задач

Основные центры коры головного мозга

Лобная доля

Двигательный анализатор

Располагается в области передней центральной извилины и парацентральной дольки (поля 4, 6, 6А по Бродману)

Центр поворота головы и глаз в противоположную сторону

Располагается в области средней лобной извилины, премоторной области (поля 8,9 по Бродману)

Лобно-мосто-мозжечковый путь

Начинается от задних отделов верхней лобной извилины (поле 8)

Моторный центр речи (Брока)

Располагается в области задней части нижней лобной извилины (поле 44 по Бродману)

Музыкальный моторный центр

Располагается кпереди от моторного центра речи (поле 45)

Центр письменной речи

Располагается в области заднего отдела средней лобной извилины (поле 6 по Бродману)

Теменная доля

Центр поверхностной и глубокой чувствительности

Располагается в области задней центральной извилины (поля 1,2,3 по Бродману), верхней теменной области (поля 4,7 по Бродману), кзади от задней центральной извилины (поля 7,39,40 по Бродману)

Центр праксиса

Располагается в области нижней теменной дольки слева и в области надкраевой извилины (поля 39,40 по Бродману)

Анализатор интероцептивных импульсов

Располагается в области нижних отделов передней и задней центральных извилин

Височная доля

Центр слухового анализатора

Располагается в области средней части верхней височной извилины (Гешля), поля 41,42,52 по Бродману

Центр вестибулярного анализатора

Располагается в области нижних отделов наружных поверхностей височных долей (поля 20,21)

Центр обонятельного анализатора

Располагается в области крючка и аммонова рога (поля 11А, 11Е)

Центр вкусового анализатора

Располагается в области крючка, аммонова рога, нижнего отдела задней центральной извилины (поле 43) и островка

Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)

Располагается в области задних отделов верхней височной извилины слева (поля 22,37,42 по Бродману)

Центр распознавания звуков и мелодий

Располагается в области средней трети верхней височной извилины (поле 22)

Затылочная доля

Центр зрительного анализатора

Поля 17,18,19 по Бродману

Центр анализатора письменной речи (центр чтения)

Располагается на границе височной, затылочной и теменной долей (поле 39)

Исследование и нарушение корковых функций

Гнозис (узнавание)

Запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении с матрицей памяти.

Агнозия
Нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания.

Тотальная агнозия

Полная дезориентация человека

Зрительная агнозия

Нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии

Слуховая агнозия

Нарушение узнавания предметов по производимому им шуму

Сенситивная агнозия

Нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз и пр.)

Вкусовая агнозия

Нарушение узнавания предметов по вкусу

Обонятельная агнозия

Нарушение узнавания предметов по запаху

Праксис

Целенаправленное действие.

Апраксия
Нарушение целенаправленности и плана действий.

Моторная апраксия

Больной не может выполнять действия по приказу и по подражанию, но выполняет их непреднамеренно

Идеаторная апраксия

Больной не может выполнять действия по приказу, но выполняет их по подражанию.

Конструктивная апраксия

Больной выполняет действия и по приказу, и по подражанию, но не способен создавать качественно новые двигательные акты

Апраксии возникают при поражении теменно-затылочно-височной области доминантного полушария (двусторонняя апраксия), субдоминантного полушария и мозолистого тела (у правшей - левосторонняя апраксия)

Мышление

Логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.

Задержка умственного развития

Отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности)

Олигофрения

Нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению

Дебильность
Сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне.
Имбицильность
Сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания.
Идиотия
Полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.

Память

Различают механическую и смысловую память.
Компоненты памяти - запоминание (фиксация материала) и вспоминание (воспроизведения материала).
Нарушения памяти проявляются в виде амнезии, гипомнезии, гипермнезии (усиление механической памяти) и появления ощущений "уже виденного" или "никогда не виденного"

На процессы запоминания и вспоминания влияют

  1. Внимание
  2. Заинтересованность
  3. Эмоциональность

Речь и ее нарушения

Классификация нарушений речи

Нарушение речи при органическом поражении головного мозга

Афазия - распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон
Алалия - системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде
Дизартрии - нарушение иннервации речевой мускулатуры

Функциональные нарушения головного мозга

Заикание
Мутизм
Сурдомутизм

Дефекты строения артикуляционного аппарата

Дислалия
Ринолалия

Задержка речевого развития (при соматической и педагогической запущенности)

Некоторые варианты нарушений речи

Сенсорная афазия Вернике

"Словесная глухота", нарушение понимания речи при поражении левой височной области (средних и задних отделов верхней височной извилины).

Варианты сенсорной афазии

Акустико-гностическая сенсорная афазия
При нарушении слухового гнозиса возникает искажение понимания смысла слов при отсутствии глухоты. Развивается при поражении задней части извилины Гешля левого полушария (поле 22 по Бродману) Обычно сочетается с нарушением моторной речи из-за нарушения контроля за собственной речью со стороны слухового анализатора.
Выявляются
Большое количество ненужных слов в речи больного.
Логорея - чрезмерная говорливость.
Парафазии - неточное употребление слов
Персеверации - односложные ответы на различные по смыслу вопросы
Алексия - нарушение чтения.
Контаминации - слитное написание слов в предложении.
Акустико-мнестическая сенсорная афазия
При нарушении памяти возникает трудность подбора нужных слов при сохранении грамматической структуры фраз. Развивается при поражении средней части извилины Гешля левого полушария (поля 37 и 21 по Бродману).
Больной обычно понимает устную и письменную речь, но наблюдаются нарушения в письменной речи и вербальные парафазии (затруднения при назывании предметов, при которых не помогает подсказка первого слога)
Семантическая сенсорная афазия
Затруднение понимания сложных логико-грамматических конструкций, при затруднении в произнесении слова подсказка первого слога помогает больному в произнесении последнего. Развивается при поражении височно-теменно-затылочной области левого полушария.

Моторная афазия Брока

Речевая апраксия, сочетание нарушения экспрессивной (устной) речи и письменной речи при сохранении ее понимания. Обычно нарушается и чтение (вслух). Проявляется наличием в речи больного однообразных предложений с преобладанием существительных и инфинитивных форм глаголов.

Выявляются
Литеральная парафазия - перестановка и пропуск отдельных звуков
Вербальная парафазия - замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению
Аграматизмы - нарушеня грамматического строя речи
Литеральные параграфии при письме
Вербальные параграфии
Паралексии и прочие нарушения чтения

Алалии

Развиваются у детей при поражении головного мозга в возрасте до 2,5 - 3,0 лет.

Сенсорная алалия
Нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь.
Моторная алалия
Недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.

Главная страница© С. Трепилец

 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ