Сексология и андрология. Под редакцией А.Ф. Возианова, И.И. Горпинченко. Абрис, 1997.
Социальная дезадаптация
В странах Запада известны и достаточно распространены следующие сексуальные
комплексы: Алисы в стране чудес, Титании, Рыцаря и Развратника, Мессалины,
Золушки, Дон Кихота, Мадонны и Блудницы, донжуанизм, комплексы Отелло, Ромео и
Джульетты, Тристана и Изольды.
Комплекс Алисы в стране чудес развивается у женщин, живущих в мире фантазии.
Их богатое воображение создает сценарий любви, идеальный союз, в котором каждый
из партнеров играет определенную роль. Эти мечтания ведут к тому, что женщины с таким комплексом живут ожиданием встречи с партнером -
воплощением их фантазий.
При комплексе Титании женщина создает в своем воображении образ идеального
мужчины, которого ищет всю жизнь. Мужской идеал формируется под влиянием
литературных персонажей, героев фильмов. Герои романов или актеры включаются в
сексуальные фантазии, в частности, во время сексуального контакта женщина
представляет себе в качестве партнера другое лицо.
Суть комплекса Рьцаря и Развратника заключается в том, что женщина ищет в
мужчине одновременно и рыцаря, и развратника. В этом комплексе присутствуют два
разных типа: Рыцарь, как воплощение мужественности, благородной силы, внушающей доверие,
чувство безопасности, опоры у обожающей его женщины, романтической, чистой и
невинной, и Развратник - олицетворение грубой, стихийной мужской силы,
суперсексуальный мужчина.
Комплекс Мессалины присущ женщинам страстным, чувственным, сексуально
возбудимым, предъявляющим повышенные требования к партнеру, меняющим партнеров,
то есть женщинам оргиастической культуры секса. В разные периоды истории
сексуальные качества женщины ценились очень высоко, но и сегодня многие считают
привлекательным образ чувственной женщины, полагая, что страсть, чувственность -
главное в браке.
Комплекс Золушки отражает пассивную жизненную позицию женщины, ожидающей
принца из сказки, который введет ее в мир приключений, красоты, комфорта. Мечты
о необыкновенном, красивом мужчине типичны для ранней юности, но у некоторых
женщин они сохраняются и в зрелом возрасте. Такие женщины мечтают о том, чтобы
их обожали, замечали, вводили в большой свет.
При комплексе Дон Кихота мужчина проявляет по отношению к женщине иллюзорные
ожидания и желания, говорит о ней с обожанием, идеализирует ее, возводит на пьедестал, поклоняется ей.
Название комплекса Мадонны и Блудницы весьма точно определяет поведение
многих мужчин, воспитанных на традициях западной культуры. Он состоит в
противоречивой оценке женщин мужчинами. С одной стороны, они подчеркивают
ценность женственности, верности, добродетели, преданности, с другой - ценят
женщин чувственных, доступных, кокетливых. Одну одаривают духовной любовью,
выбирают в жены и матери, к другой испытывают вожделение, у нее чаще ищут
удовлетворения своих сексуальных потребностей. Нередко такие мужчины прямо делят
женщин на две категории: женщины-жены и женщины-любовницы. Это весьма
распространенный комплекс. Даже поверхностное знакомство с историей культуры
показывает, откуда происходит этот комплекс - он представляет собой следствие
двойной морали, свойственной мужчинам, и специфического воспитания,
культивирующего признание их превосходства.
Донжуанизмом называют стиль поведения, цель которого - завоевывать женщин,
обладать ими только для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Чем
большее количество любовных связей у таких мужчин, тем сильнее они укрепляются в
осознании собственной мужской ценности. Женщина при этом рассматривается как
вещь, которая после того, как ею овладели, теряет свою ценность и интерес.
Комплекс Отелло состоит в патологической ревности. Мужчины с таким комплексом
ревнуют свою партнершу чаще всего под действием алкоголя, рисуя в своем сознании
сцены измены. Этот комплекс следует считать скорее проявлением страха перед
женщиной, боязни быть осмеянным, потерять собственное достоинство, чем
результатом стремления безраздельно владеть женщиной.
Комплексом Ромео и Джульетты считают любовь с первого взгляда, стремление к
скорейшему заключению брака. Его происхождение связано с запретом добрачных контактов, когда половая любовь
допускалась только в браке. Потребность соединиться при этом комплексе так
сильна, что позволяет влюбленным преодолевать все препятствия, встречающиеся на
их пути. В наше время этот комплекс практически не встречается, поскольку
терпимое отношение к добрачным половым контактам распространено повсеместно и
вступление в брак также не представляет большой проблемы.
В комплексе Тристана и Изолъды соединяются эротизм и чувство вины. Лица с
этим комплексом, нарушив запрет добрачной половой связи, испытывают
противоречивые чувства: с одной стороны - сексуальное удовлетворение, с другой -
чувство вины за нарушение признанной ими моральной нормы.
Следует сказать, что рассмотренные выше комплексы сами по себе еще не
являются патологией и не вызывают сексуальных нарушений, они лишь создают фон
для их развития. Подобную роль играют и сексуальные мифы, например, миф о
роковой женщине, эротическом рае, золотом веке и т.п. Комплексы в поведении,
мифы, формируя определенные установки в отношении секса или партнера, могут
способствовать созданию условий для развития нарушений сексуального здоровья.
Миф о роковой, фатальной женщине характерен почти для всех культур, где
доминируют мужчины. Фатальность женщины при этом выражается по-разному, но чаще
всего женщина кажется воплощением злого божества, злой силы, совратительницей
мужчины и т.п. Общекультурным мифом является и эротический рай, в котором
отражаются черты, характерные для той или иной культуры. Например, в
мусульманском раю гурии дают вечное сексуальное наслаждение мужчинам, а в
христианском - человек переходит от земной любви к любви божественной.
Формированию сексуальных комплексов и сексуальных психотравм, которые в
дальнейшем могут сказаться на сексуальном поведении, способствует неправильное воспитание. Существуют комплексы,
имеющие широкое распространение в мире. К ним относится, например, комплекс,
который появляется у женщины после рождения ребенка и заключается в резком
изменении ее отношения к мужчине - позитивного либо, наоборот, негативного. В
последнем случае мужчина низводится до роли "трутня".
Наиболее частыми причинами сексуальных психотравм в детском возрасте являются
следующие применяемые родителями меры или ситуации, которые могут в будущем
обусловить отрицательное отношение к половой жизни:
- суровое наказание мальчика или девочки за детские сексуальные игры,
сопровождаемые "объяснением", что подобные игры омерзительны;
- внушение детям, что половая жизнь греховна и отвратительна;
- ситуация, когда ребенок случайно увидит половой акт и истолкует его как
форму взаимного издевательства людей;
- испуг, который могут вызвать у неподготовленного ребенка физиологические
проявления сексуальности - мастурбация, спонтанные эрекции, менструация, эротические сновидения.
Перечисленные факторы могут стать причиной образования комплекса сексуальной
неполноценности.
Изменения в культуре, столкновение различных пластов культуры, в частности
при межнациональных браках, образуют свои собственные комплексы и мифы, которые
в дальнейшем могут стать основой для возникновения сексуальных
нарушений.
|