Эрик Берн СЕКС В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Почему люди играют в игры
Преимущества, связанные с играми, нигде не выявляются так определенно, как в
сексуальных играх.
(1) Секс делает людей счастливыми прямым, непосредственным образом.
Сексуальные игры удовлетворяют иные потребности, помимо секса или вместо секса:
ненависть, злобу, гнев, страх, вину, стыд, смущение, стремление причинить вред,
компенсировать собственную неадекватность или справиться с ощущением
неполноценности, и иные чувства, которыми некоторые люди вынуждены замещать
любовь. Используя собственную сексуальность в качестве приманки, игроки
удовлетворяют свои желания настолько, чтобы поддерживать в себе состояние
относительного комфорта, следуя по дороге в одинокий Лозервилль (Город
Неудачников). Это называется внутренними психологическими преимуществами игры:
она снимает внутреннее напряжение и помогает человеку не рехнуться. Иногда,
однако, напряжение становится столь сильным, что никакое количество подобных
развлечений уже не в состоянии облегчить его. Де Сад, например, продолжал все
сильнее и сильнее огорчать свою мать, пока не кончил в психиатрической лечебнице
в Шарангоне, оставив на своем пути множество погубленных женщин, впрочем, к
великому удовольствию Бодлера, Суинберна, Достоевского, Кафки и других, кто до
сих пор его рекламирует.
(2) Вторая выгода, называемая внешней психологической, состоит в том, что
игры позволяют избежать конфронтации, ответственности, привязанности, чего не
доглядели, кстати, экзистенциалистские почитатели де Сада.
В "сухих" играх избегаются какие-либо встречи с полностью обнаженным телом и,
соответственно, необходимость дальнейших действий, а также заодно н
ответственность за привлечение, возбуждение, дефлорацию, оплодотворение и
остальные последствия полового акта. "Влажные" игры кончаются соитием и, если
посчастливится, оргазмом. Но поскольку это все-таки игры, то истинная
привязанность к партнеру избегается.
(3) Удерживая людей от слишком большой близости ради их покоя, игры тем не
менее сводят их достаточно тесно, чтобы они не скучали друг с другом, но, вместе
с тем, не настолько, чтобы они могли стать всерьез преданными друг другу. На
самом деле, игры - это часть программы "пока". Предполагается, что это лишь
прелюдия к настоящему, которое настанет тогда, когда появится тот человек. Но
слишком часто тот человек сын или дочь Санта Клауса, Принц Очарование,
Снегурочка, которые не приходят никогда, и вместо них в конце концов приходит
Смерть. Играми можно заниматься между прочим, это способ убить время при
ожидании на остановке автобуса Судьбы, и они также близки к реальности, как
ожидание на автобусной остановке - к купанию на тропическом рифе солнечным днем.
Они создают возможность псевдонптпмной внутренней социализации в частной жизни,
и это называют их внутренней социальной выгодой.
(4) Поскольку игры полны инцидентов и маленьких драм, иногда реальных, а
иногда вымышленных, они дают пищу для разговоров, и это называется их внешней
социальной выгодой.
(5) Сексуальные игры удовлетворяют "сенсорный голод", потребность признания и
жажду событий. Для большинства людей они приносят большее удовлетворение, нежели
затворничество или присутствие на вечеринках, хождение на службу или разговоры о
гольфе. Они стимулируют метаболизм и работу желез внутренней секреции, усиливают
кровообращение, предохраняют тело, ум и дух от высыхания.
"Влажные" игры делают это лучше, чем "сухие", поскольку они наполнены
излучением и флюидами. Это укрепляющее действие называется биологической выгодой
игр.
(6) Есть нечто, всегда соединенное с сексом. Это Бытие или Самость, ответ на
вопрос "Кто я или что я такое" и затем "Что я здесь делаю?". Это
экзистенциальные вопросы. Экзистенциальная выгода сексуальных игр состоит в том,
что они в значительной степени помогают продвигаться в решении этих загадок -
хотя и в гораздо меньшей степени, чем истинная интимность. Особенно полезны они
для ответа на трети вопрос: "Кто такие все остальные?"
Каждый сценарий основан на этих трех вопросах. Родительское программирование
обычно заранее задает правильный ответ. И дальше человеку, следующему своему
сценарию, остается только получать подтверждения, что эти ответы для него
верны.
В сценарии победителя резюме может звучать так:
"Ты - принц, создай для того, чтобы одаривать других своим присутствием, а
другие - это те, которые в тебе нуждаются". В сексуальных играх человек будет
пытаться подтвердить это снова и снова - он действительно принц (или по крайней
мере победитель в дерби) и другие (женщины) действительно его ценят. Наконец,
убедившись, что все обстоит как надо, он может попытаться установить настоящую
близость, в которой ему не потребуется уже доказывать что-либо.
Для неудачника ответы могут быть такими:
"Ты - последняя шлюха и годишься только для того, чтобы всякие негодяи
пользовались тобой при каждой возможности". В этом случае игра будет устроена
как доказательство неизбежности своей пропащей жизни, даже если не хочется с
этим примириться. Внутри этого сценария единственно возможная близость может
состояться с сутенером или с женщиной подобной судьбы.
"Хороший" н "плохой" сценарий, как видно, работают одинаковым образом.
Игры удерживают людей в относительном благополучии или привычной беде,
подтверждай Родительское программирование. И сексуальные игры тщательно
планируются, с той же целью осуществляется поиск необходимых партнеров и
расстановка их таким образом, чтобы это отвечало всем правилам.
|