Главная страница
ИМС НЕВРОНЕТ
>Библиотека
ИМС НЕВРОНЕТ
>Домашний доктор

Застенчивость у детей

Как научиться вести себя в обществе других

Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента, который передается по наследству подобно кудрявым волосам и голубым глазам.

Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не считайте это проблемой. Многие дети избавляются от застенчивости по мере того, как учатся вращаться в компании других и получают определенный опыт. Не надо, чтобы у ребенка создалось впечатление, будто вы разочарованы в нем.

Но что, если стеснительность достигла такого уровня, при котором он испытывает трудности при знакомстве, отказывается от приглашений в гости к своим одноклассникам и никогда не поднимает руку в классе? Тогда стеснительность перерастает в проблему, которая может привести как к трудностям в учебе, так и к несчастливой жизни из-за недостаточного общения с другими.

Застенчивые дети не могут заставить себя обратиться за помощью. Исследования студентов колледжей показали, что застенчивые студенты реже своих незастенчивых коллег обращаются за информацией или пользуются услугами бюро по найму по своей специальности. Они попадают в более трудное положение, и это наносит ущерб их карьере.

Специалисты придерживаются единой точки зрения: если стеснительность вашего ребенка превратилась в серьезную проблему, приниматься за ее исправление нужно как можно раньше. Вот некоторые полезные советы.

Не ставьте на это ярлык. Если вы назовете ребенка застенчивым, вы будете обращать внимание только на его застенчивость и исключите все остальное, что не является таковым. Это отражается на поведении ребенка и влияет также на ваше отношение к нему.  Вместо этого указывайте на сильные стороны ребенка. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он застенчив. Кроме того, пользуйтесь описательными словами, подчеркивающими сильные стороны его поведения. Например, застенчивого человека лучше описывать как осторожного, осмотрительного или как все тщательно обдумывающего.

Поинтересуйтесь его чувствами. Вместо того, чтобы упрекать ребенка, когда он проявляет застенчивость, беспристрастно объясните ему его возможные чувства. Если он прячется за вашей ногой, вместо того, чтобы играть с друзьями, скажите: «Похоже, что ты не уверен, хочется ли тебе сейчас играть». Иногда подобные замечания могут быть точным отражением чувств ребенка, но не служат упреком.

Организуйте встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства. Позвольте своему ребенку пригласить домой одноклассника после окончания занятий в школе. Или пусть он побывает дома у товарища, который ему, по-видимому, нравится. Чем спокойнее проходят встречи, в которых принимают участие застенчивые дети, тем менее беспокойными они становятся.

Сами проявляйте общественную активность. Когда ваш ребенок еще маленький, старайтесь привлекать в свой дом побольше людей. Пригласите друзей на шашлык в субботу или пусть к вам приходят, чтобы во что-нибудь поиграть вечером. Пригласите на обед знакомых родителей с ребенком. Часто это бывает трудным в тех семьях, где работают и отец и мать, но застенчивому ребенку нужно привыкнуть к окружению, где он встречается с другими людьми, чтобы такие события не пугали его.

Будьте наготове рядом со своим ребенком. Для стеснительного ребенка общество большого количества людей может казаться пугающим. Не следует входить в комнату, полную людей, и оставлять ребенка в одиночестве. Держите его за руку. пока он не почувствует себя в привычной обстановке. Пусть он сам отпустит вашу руку. Подойдите к другому ребенку или группе детей и начните разговор с ними, ожидая что ваш ребенок тоже вступит в разговор. Застенчивый ребенок нуждается в чувстве безопасности, и ему надо знать, что вы находитесь рядом, если у него возникнет потребность в вашей поддержке.

Поощряйте своего ребенка, чтобы он разговаривал дома. Установите дома ежедневный период «хороших новостей». Во время ужина или перед отходом ко сну пусть ваш ребенок поделится с вами хорошими новостями прошедшего дня. Прислушивайтесь к тому, что он рассказывает вам о самых интересных событиях, случившихся с ним в течение дня, не вмешиваясь, и затем согласитесь с его впечатлениями. Вы можете спросить его, что именно ему понравилось больше всего, но не надо излишне расхваливать ребенка. В это время вам нет нужды давать самую высокую оценку его поведению, это просто шанс разделить с ребенком его чувства. Когда ребенка выслушивают и с уважением соглашаются с ним, это помогает повысить у него уважение к себе самому.

Следуйте за ребенком. Не заставляйте ребенка попадать в неудобные ситуации. Вместо этого внимательно прислушивайтесь к тому, что он вам говорит, чтобы направить его затем в сторону людей и занятий, к которым он проявляет интерес. Вы стараетесь мягко и незаметно вернуть его в нормальное психическое состояние, а в этом можно добиться успеха лишь в том случае, если ребенок делает то, что ему самому нравится.

Добавьте остроту разнообразия. Трудно угадать, какое занятие пробудет у застенчивого ребенка искорку интереса, поэтому обязательно примите участие во всем разнообразии мероприятий, происходящих в районе, где проживает ваша семья, начиная с уроков плавания и до детского театра. Это поможет вам и вашему ребенку выяснить, каковы его интересы. Такой процесс напоминает пищу. Вы предоставляете в его распоряжение все основные виды пищи, и он выбирает, что ему больше нравится.

Заручитесь поддержкой учителя. Отзывчивый, проявляющий сочувствие учитель может помочь вам выманить ребенка на открытый простор, увлечь его множеством интересных занятии или дать ему в спутники дружески настроенного одноклассника, жизнерадостного и энергичного. Объясните учителю, что вы стараетесь найти занятие для своего ребенка, которое поможет ему приобрести уверенность в самом себе. Всякий раз демонстрируйте, как высоко вы цените помощь учителя. Если он поймет, насколько высоко вы цените оказываемую им поддержку и как вы благодарны за его отзывчивое отношение к вашему ребенку, он приложит еще больше усилий.

Проведите генеральную репетицию. Новые незнакомые ситуации представляют собой настоящий кошмар для стеснительных людей, поскольку они склонны переоценивать угрожающую им опасность. Если ваш ребенок отправляется в гости, начинает учиться в новом классе или вы переезжаете в другой район, поговорите с ним о том, что произойдет, и обсудите некоторые вещи, которые он может увидеть, услышать или сделать. Если это возможно, побывайте в новом районе или в школе вместе с ребенком, поговорите с его новыми учителями и дайте ему возможность встретиться с другими детьми. Чем больше вы познакомите ребенка с новой ситуацией, тем меньше он будет опасаться того, что ему предстоит.

Оставайтесь спокойным, уравновешенным и невозмутимым. Даже если вы испытываете беспокойство по поводу того, как поведет себя ваш ребенок в новой ситуации, не показывайте этого, готовя ребенка к выходу в иную обстановку. Многие родители, которые сами были в прошлом застенчивыми, очень беспокоятся о том, что их ребенок повторит то же, что пережили они. Они могут проявить такое напряжение, что оно передастся ребенку.

Поделитесь своим опытом. Поскольку 93 процента всего населения признает, что они проявляли застенчивость по крайней мере иногда, у вас без сомнения есть что рассказать своему ребенку и поделиться с ним опытом собственных переживаний. Такие рассказы помогут застенчивому ребенку чувствовать себя более уверенно в аналогичных ситуациях. У всех людей бывает время, когда они испытывают стеснительность Это естественное чувство, свойственное людям. Поделитесь с ребенком опытом, как вам удалось преодолеть неуверенность в себе. Детям нужно убедиться в том, что это всего лишь еще один аспект повседневной человеческой борьбы и что он может справиться со своими чувствами.

Не требуйте совершенства.   Застенчивые дети должны понять, что умение дружить с другими детьми совсем не означает, что от них требуют совершенства.  Люди думают, что им нужно вести себя подобно кинозвездам. Однако детям следует дать понять, что способность дружить не означает, что они идеальны.

Главная страница


 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ