|
Е. И. Капранова. Русский медицинский журнал
Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.
Необходимо соблюдать ряд правил:
Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению [2]. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Прежде чем объяснить родителям, как проводить закаливание воздухом, нужно напомнить им, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть:
Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление
кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать
помещения 4-5 раз в день по 10-15 мин зимой, держать летом почти постоянно
открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в
присутствии детей; температура воздуха снижается на 1-2оС, что
является закаливающим фактором.
При сквозном проветривании воздухообмен
происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить
при отсутствии ребенка в комнате [3]. Возможно использование бытовых
кондиционеров, которые автоматически регулируют температуру и влажность. В
летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после
рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6-8 ч в день. Зимой
в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 нед при
температуре воздуха не ниже - 5оС на 15-20 мин и постепенно
доводят нахождение на воздухе до 1,5-2 ч 2 раза в день. В безветренную погоду с
ребенком в возрасте от 1 до 3 мес можно гулять при -10оС, старше
3 мес - 12оС, старше 6 мес - 15оС. Дети старше 1,5
лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5-3 ч при температуре не ниже -
15-16оС [3]. В возрасте до 1,5-2 мес ребенок зимой на улице спит
на руках у взрослого и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с
несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить
переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску. Насморк не
противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо
ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить
как бы в виде колодца.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22оС для грудных детей и 18-19оС для детей 1-2 лет. Детям старше 1-2 лет, которые хорошо переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до 12-13оС. Вначале длительность процедуры составляет 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30-40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но по несколько раз в день.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность
организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше,
чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года
противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и
только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после
предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных
солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие
от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают
перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной
нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые
солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо
ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить
световоздушные ванны при температуре воздуха 22оС и выше для
грудных детей и при 20оС для детей 1 - 3 лет, лучше в
безветренную погоду.
Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть
активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более
жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей
3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.
Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего
возраста проводятся не более 15 - 20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн.
Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура
воздуха 30оС [3]. После солнечных ванн, а не до них, детям
назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если
температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение
детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение, которое еще
несколько лет назад широко применяли не только на Севере, но и в средней полосе
России в первую очередь с целью профилактики рахита, в настоящее время многие
авторы либо не рекомендуют вообще назначать детям раннего возраста, либо
использовать крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.
Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды:
При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.
Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
I. Возраст ребенка от рождения до 2-3 мес
Один раз в пять дней температуру понижают на 1оС и доводят до 28оС. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.
II. Возраст ребенка от 2-3 до 9-10 мес
Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.
III. Возраст ребенка от 9-10 мес до 1 года
После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37оС, затем каждые 5 дней ее снижают на 1оС и доводят до 28оС.
IV. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет
В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24оС, общие обливания температуры до 24-28оС. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании. Грудным детям, страдающим экссудативно-катаральным диатезом, для закаливания можно использовать травяные ванны "Чебурашка": берут смесь трав душицы, череды, мать-и-мачехи, календулы, фиалки по 40-50 г, заливают 3-4 л кипятка, настаивают 2-3 ч, фильтруют и выливают в ванну с теплой водой 35-36оС. Сначала ребенок находится в воде 1-2 мин, постепенно продолжительность пребывания увеличивают до 8-10 мин, одновременно снижая температуру воды до 24-28оС, а более закаленным детям даже до 15оС. Такие ванны применяют через 1-2 дня [1].
К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги (активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения. Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным [2].
Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40оС, а в другом (в первый раз) на 3-4оС ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1оС и доводят до 18-10оС. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20-22оС. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38-40оС. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем.
У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42оС, а холодного снизить до 4-6оС [4]. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50оС в течение 1 мин, затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15оС. Чередуют 5-10 раз.
В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90оС) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20оС, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80оС на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.
Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла - 1:1:2, т. е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5-10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4-5 [1, 4]. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый - бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие и т.д.
Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Но есть сторонники и этого метода [4, 5]. Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3 - 4оС, купание в ледяной воде в течение 1-4 мин в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или "моржевание". Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В редких научных исследованиях, посвященных "моржам", объем наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями после безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами. Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том, чтобы настойчиво рекомендовать те правила, о которых было сказано в начале главы, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия.
В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуностимуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования об эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности снижения уровня IgE, нарастания числа Т-лимфоцитов. Однако результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как, например, контрастное закаливание уже через год способствует снижение ОРВИ детей раннего возраста в 3,5 раза [6].
Литература:
Главная страница |
|