Главная страница
ИМС НЕВРОНЕТ
>Библиотека
ИМС НЕВРОНЕТ
>Домашний доктор

Задержка речевого развития

А. Этиология: снижение слуха, общая задержка развития, моторная апраксия мышц лица, аутизм, психосоциальная депривация, отравление свинцом, первичные нейрогенные расстройства речи.

Б. Обследование и диагностика - см. табл. 2-13.

Таблица 2-13. Признаки значительной задержки речевого развития*

 

Возраст Симптомы
12 мес Мало лепечет (тихий ребенок)
18 мес Не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа "иди сюда", "сядь"
2 года Использует несколько отдельных слов; не пытается повторять слова
2.5 года Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо. находящееся вне поля зрения: не умеет составлять фразы из двух слов (например, "дай молока"): ребенка часто неправильно понимают
3 года Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
* Значительная задержка речевого развития обычно наблюдается при общей задержке развития.

  1. Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха.
  2. Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
  3. Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
  4. Затруднения при кормлении и неспособность повторять движения языком характерны для моторной апраксии мышц лица.
  5. Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
  6. Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
  7. Помните, что многие дети стесняются говорить перед посторонними. Для постановки диагноза задержки речевого развития обязательны данные анамнеза.

В. Лечение

  1. После первичного обследования ребенка направляют к специалисту.
  2. Для устранения небольшой задержки речевого развития в большинстве случаев достаточно проинструктировать родителей, чтобы они все время разговаривали с ребенком во время игр, показывая предметы и называя их.
  3. Желательно начать коррекцию как можно раньше (до 3 лет). В более позднем возрасте ребенок может посещать специальные занятия для развития речи.


Главная страница

 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ