Главная страница
ИМС НЕВРОНЕТ
>Библиотека
ИМС НЕВРОНЕТ
>Домашний доктор

Отказ от посещения школы

После того как вы исключили все возможные физические заболевания, вот советы, как поступать с ребенком, который не хочет ходить в школу.

ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ

Объясните ситуацию. Сколько бы лет ни было вашему ребенку, вам нужно объяснить ему, почему надо ходить в школу.
Если вы имеете дело с ребенком дошкольного возраста, придерживайтесь простых объяснений: "Это место, где тобой будут заниматься и ты сможешь играть, пока мы находимся на работе". Или: "Мама и папа хотят, чтобы ты встретился с новыми друзьями, а это хорошее место для таких встреч". Но постарайтесь подчеркнуть, что вы не сердитесь на ребенка и не наказываете его.
Для детей более старшего возраста объясните, что существует закон, в соответствии с которым, дети должны посещать школу. Необходимо объяснить ребенку последствия отказа от посещения школы или постоянных опозданий. Если ребенок знает, что может получить плохие отметки, его могут оставить в школе после уроков или даже оставить на второй год, он с большей охотой будет влезать в школьный автобус по утрам.

Посетите школу. Если ребенок только начинает ходить в подготовительную школу, посещать детский сад или его переводят в другую школу, договоритесь о посещении школы перед первым днем учебы вашего ребенка.
Проведите некоторое время со своим ребенком в классной комнате. И обязательно поговорите - с учителем, чтобы ребенок увидел, что маме и папе нравится этот новый Человек, что учителя не надо бояться... Для детей, которые проявляют повышенное беспокойство, возможно понадобиться проделать это не один раз.

Снабдите картой. Дети могут очень беспокоиться по поводу того, как они сумеют ориентироваться в незнакомом месте. Начертите для ребенка план школы яркими цветами и укажите, где находятся такие помещения, как комната рисования, туалет и столовая. Повесьте этот план на стене в комнате ребенка.
Важно, чтобы ребенок освоился с расположением различных помещений любой новой школы. Неспособность найти туалет может расстроить ребенка, и без того чувствующего себя неуверенно в новом окружении.

Заманивайте описаниями. Выясните, чем можно заниматься в школе или подготовительной школе, куда начнет ходить ваш ребенок, и опишите эти занятия ребенку в увлекательной форме. Расскажите обо всем, чем он сможет там заниматься, и о новых друзьях, с которыми сумеет подружиться. Постарайтесь найти что-то интересное, что случится с ребенком в новой обстановке и что не происходит дома. Например, если ваш ребенок научится рисовать в подготовительной школе или сможет играть в увлекательные игры в детском саду каждый день, расскажите ему обо всем этом.

ТОЛЬКО ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Уходите с довольной улыбкой на лице. Это означает, что вы должны расставаться с ребенком у школы без длительных объятий и поцелуев, а также без слащавых заверений, что все с ним будет хорошо. Не говорите ребенку, что ему не следует ничего бояться, потому что с ним ничего не случится. Если ребенок заметит у родителей признаки беспокойства, он обязательно станет думать, что основания для тревоги действительно существуют.
Обнимите ребенка, поцелуйте его, скажите когда вы зайдете за ним, и уходите с улыбкой на лице, независимо от того, плачет ваш ребенок, кричит или умоляет вас вернуться.

Уходите открыто. Хотя может показаться, что гораздо легче тихонько ускользнуть, пока ваш ребенок играет во что-то, не делайте этого. Что бы не делал ваш ребенок, отчаянно кричал или тихо играл. Это травмирует ребенка; исчезновение мамы или папы - самый большой страх ребенка. Вам следует сказать ему, что вы уходите.

Оставьте его со следом губной помады от поцелуя. Детям дошкольного возраста след от поцелуя, оставленный губной помадой, может показаться утешительным. Наложите губную помаду на свои губы и поцелуйте руку или кисть ребенка, где он может видеть отпечаток. Губную помаду нелегко смыть, поэтому отпечаток станет постоянным напоминанием о вашем присутствии.

Дайте ребенку фотографии мамы и папы. Небольшой снимок родителей, прикрепленный к стенке над постоянным местом ребенка или в его шкафчике, может оказаться исключительно успокаивающим. Фотография, на которой вы сняты в своем кабинете или на рабочем месте, особенно полезна. Глядя на эту фотографию, ребенок видит вас в конкретной обстановке и потому не подумает, что вы просто исчезли.

Организуйте встречу. Важно, чтобы вы не просто оставляли ребенка в толпе детей. Когда вы входите в детский сад или в подготовительную школу, пусть учитель или ктонибудь из воспитателей немедленно подойдет к вам и к вашему ребенку и приветливо встретит. Она должна опуститься до уровня глаз ребенка и помочь его переходу от домашней обстановки и присутствия родителей к обстановке детского сада. Воспитатель или учитель школы, куда вы приводите ребенка, очень заняты, возможно следует договориться о такой встрече заранее, но обычно воспитатели с радостью принимают участие в процедуре приема нового ребенка.

Пусть ребенок следит за течением времени. Очень маленькие дети часто не отдают себе отчета в том, как проходит время, поэтому, если вы скажете ребенку, что сегодня вечером будете с ним чем-то заниматься, он поймет, что пребывание в детском саду или подготовительной школе не продлится вечно - Вы можете сказать ему, что по пути домой зайдете куда-нибудь выпить сока или купите мороженое, или будете читать ему любимую книгу, пока готовится ужин.

Пусть возьмет с собой плюшевого мишку. Пребывание в детском саду станет не таким пугающим, если ребенок возьмет с собой любимую игрушку. Пусть ребенок, особенно проявляющий признаки беспокойства, захватит из дома какойнибудь особый предмет или игрушку. Это часто действует успокаивающе на ребенка.

Поинтересуйтесь поведением своего ребенка. По прошествии нескольких недель у вас может создаться впечатление, что ситуация не улучшается. Ваш ребенок по-прежнему кричит и плачет, когда вы уходите. Но стоит вам скрыться из виду, о чем вы можете и не подозревать, он начнет играть и счастливо проведет время до конца дня.
Поинтересуйтесь у воспитателя, заметно ли уменьшение в глубине и продолжительности его эмоциональных переживаний после расставания с вами. Если ваш ребенок быстро восстанавливает свое душевное равновесие, можно больше не беспокоиться.

ДЛЯ ДЕТЕЙ БОЛЕЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Поговорите с ним. Мягко и ласково поговорите со своим ребенком, чтобы выяснить, что беспокоит его в связи с посещением школы. Если вы не сумеете обнаружить причину, постарайтесь встретиться с учителем. В школе может оказаться ученик, запугивающий вашего ребенка. Другие дети могут насмехаться над ним из-за того, как он одевается. Беспокойство вашего ребенка может проявляться также из-за того, что, по его мнению, он недостаточно хорошо успевает в школе.
Или причина может быть совсем иной: чем-то, что смутило вашего ребенка.

Подумайте о том, что происходит дома. Внезапное изменение в поведении вашего ребенка в школе можно иногда увязать с событиями, происходящими дома. Подумайте о том, не могло ли что-нибудь, случившееся дома, привести к отказу вашего ребенка посещать школу. Иногда ребенок, переживший смерть одного из членов семьи или тяжелое заболевание или заметивший ссоры между отцом и матерью, приходит к выводу, что его присутствие в доме необходимо, и постарается остаться дома.
Если семейная проблема существует, не пытайтесь обманывать ребенка, говорите ему правду, но в то же время не вдавайтесь в подробности. Объясните ему, что мама и папа сами разберутся с этой проблемой. Ваш ребенок должен понять, что его дело - ходить в школу и постараться хорошо учиться. Заверьте ребенка, что будете всегда честными с ним и потому ему не обязательно оставаться дома, чтобы знать, что там происходит.

Займитесь настоящими проблемами. Ребенку следует знать, что каждый школьный день не может быть идеальным, и ему придется быть готовым решать возникающие проблемы, кроме того, он должен знать, что если понадобится помощь, родители всегда окажут ее.
Например, если вашего маленького ребенка мучают или обижают другие дети во время поездки в автобусе, поговорите с водителем или директором школы. Если у вашего ребенка возникают затруднения с учебой, выделите время, в течение которого вы вдвоем сможете позаниматься по тем предметам, где он отстает. А если вы убедитесь в том, что учитель не любит вашего ребенка или не хочет оказать помощь в решении возникающих проблем, поговорите с директором школы относительно возможности перевода ребенка в другой класс.

Подчеркивайте положительные моменты. Для ребенка с незначительными проблемами, признайте, что у него есть основания быть недовольным чем-то в школе, но постарайтесь найти такие аспекты школьной жизни, которые ему нравятся. Напомните ему, например, об уроках музыки, нравящихся ему, или о Друге, которого он видит только в школе.

Заручитесь поддержкой. Поговорите со школьным врачом или с медсестрой, чтобы ваш ребенок мог побывать у них в течение школьного дня, если он внезапно начинает испытывать чувство тревоги. Не следует поощрять частых визитов такого рода, но если ребенок, испытывающий беспокойство, знает, что может обратиться к кому-то в случае необходимости, это придаст ему уверенности.
Это лучше, чем возвращаться из школы до конца занятий, потому что результатом может стать закрепление нежелания посещать школу.

Хвалите своего ребенка. Иногда лучшей наградой являются объятия и похвала со стороны мамы и папы. Не упускайте случая похвалить ребенка за его старания. Следует хвалить ребенка всякий раз, когда он остается в школе на весь день, или отправляется в школу, не протестуя.

Главная страница


 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ