|
Тики - это непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивания губ, щеки и т. д.), артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа "кх", поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д). Непроизвольные сокращения других мышц, главным образом шеи и туловища, более выраженные по амплитуде и менее частые, вроде трясения головой, вздрагивания телом, подергивания конечностей и т. д. обозначаются как гиперкинезы.
Хотя и у взрослых людей могут возникать тики, в большинстве случаев они появляются у детей в возрасте около 6 лет. Действительно, по оценкам врачей, приблизительно у 10% детей наблюдаются тики. Часто тики усиливаются по мере приближения периода полового созревания и постепенно уменьшаются с возрастом. У взрослых тики обычно продолжаются не больше одного года.
Нередко тики и гиперкинезы расцениваются взрослыми как гримасы, нарочитое кривлянье и баловство. Поэтому они пытаются беспрерывными замечаниями, запретами или наказаниями устранить их. Но если ребенок и может на некоторое время задержать тики (или гиперкинезы), то затем они возобновляются с большей силой. Причем сознательная задержка тиков далеко не безразлична и оборачивается резким нарастанием внутреннего напряжения, проявляющимся головными болями, раздражительностью и агрессивностью.
Все дело в том, что тики представляют собой конечное звено сложного болезненного процесса. Немаловажная роль в нем принадлежит наследственной передаче повышенной нервно-мышечной возбудимости и излишней резкости движений (импульсивности) со стороны отца, у которого, как правило, тоже были тики в детстве. Можно даже сказать, что тики по своей передаче - это сугубо "мужской" тип патологии, хотя они могут появиться и у девочек, особенно у тех, кто походит на отцов. Часто к тому же эти девочки значительно крупнее и выше сверстников, т.е. у них наблюдается опережающее возраст физическое развитие при одновременно недостаточной координации движении, общей неловкости и скованности. Эти девочки могут обладать как флегматическими, так и холерическими чертами темперамента. В последнем случае весом и ростом они не отличаются от сверстников.
Более часто, чем у девочек, тики наблюдаются у мальчиков, в первую очередь при холерических чертах темперамента, а также у тех, кто отстает по росту и физическому развитию от сверстников. Несмотря на подвижность, у этих мальчиков выявляется также недостаточная координация движений.
Другим фактором, непосредственно способствующим появлению тиков, будет внутреннее напряжение или возбудимость, которые накапливаются исподволь, изнутри и в силу разных причин не могут быть выражены внешне, т.е. отреагированы. Источники внутреннего, болезненно заостренного напряжения разнообразны и относятся к органически повреждающим мозг факторам (асфиксия в родах, воспаление, ушиб или сотрясение), невропатии и неврозам. Часто эти источники сочетаются между собой, и выделение ведущей роли одного из них производится на основании ряда ограничительных признаков.
Тики, или, точнее, тикоидные гиперкинезы, возникающие на почве резидуальной церебральной органической недостаточности (другие названия - минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности, синдром дефицита внимания), отличаются упорным течением, мало зависящим от действий внешних, ситуативных или психологических факторов. Более всего заметна связь тиков с органически продуцируемым, т.е. беспричинным, возбуждением, особенно у гиперактивных, психически и двигательно возбужденных и нередко расторможенных детей.
Тики на почве невропатии менее устойчивы, зависят от действия климатических, погодных факторов, в том числе духоты, жары, изменения барометрического давления; усиливаются в ситуации повышенного звукового фона, яркого света, мелькания перед глазами (особенно при просмотре телепередач). Характерно и нарастание тиков при утомлении, что говорит о невыносливости, ослабленности организма. Обычно это имеет место после длительно или часто протекающих соматических и инфекционных заболеваний, свидетельствуя о недостаточно надежных защитных силах организма.
Тики, возникающие при неврозах, в большей степени обусловлены действием психологических факторов, и в первую очередь беспокойством. Способствуют тикам всевозможные волнения, связанные с непривычной ситуацией общения, ожидания чего-либо, испугом или внутренними противоречиями и конфликтом. Но это не означает, что тики при неврозах носят исключительно функциональный характер, так как психогенный фактор может приводить и к усилению лежащих в основе тиков церебрально-органической, или конституционально-невропатической, недостаточности.
Если тики при органических нарушениях, как уже отмечалось, обусловлены перевозбуждением, при невропатии - переутомлением, то тики при неврозах связаны прежде всего с беспокойством, тревогой и страхом, а затем уже с переутомлением и возбуждением.
Это подтверждает динамика психического состояния при неврозах в связи с психологическим воздействием на тики. Их уменьшение или временное прекращение под влиянием внушения или гипноза сопровождается увеличением возбудимости, а также нарастанием двигательной активности. Это указывает на то, что тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, отреагирования накопившегося и болезненно переработанного внутреннего напряжения.
Помимо эмоциональной чувствительности и ранимости, дети, подверженные тикам, отличаются от сверстников внутренним характером переработки эмоций - импрессивностью. Обладая к тому же высокой впечатлительностью и развитой долговременной памятью, они не раскрывают перед окружающими свои переживания, не делятся ими, и только близкие могут догадаться, что творится в их душе. Не выявляют они и высокую общительность, ограничиваясь узким кругом контактов и привычными, уже налаженными отношениями. Присуще им и повышенное самолюбие, чувство собственного достоинства, подчеркнутая чувствительность к похвале и порицаниям, оценкам и отношению к ним других людей. Эти дети упорны и настойчивы в осуществлении поставленной цели и часто расцениваются окружающими как упрямые, гордые и несговорчивые. В то же время они склонны к резким действиям и не могут долго что-либо терпеть, в ожидании всегда взволнованны, не находят себе места и успокаиваются только при каком-либо занятии. Подобная импульсивность и нетерпеливость - отражение их холерического темперамента, особенно у мальчиков. В какой-то мере беспокойство, перерастающее в тревожность,- это выражение эмоциональных проблем развития и конфликтов в семье.
Частым источником тревожности в старшем дошкольном возрасте является страх смерти, подчеркнутый различного рода угрозами для жизни: несчастными случаями, операциями и болезнями. Другая причина тревожности заключается в непроизвольной передаче (индукции) волнений со стороны родителей и особенно бабушек и дедушек, не терпящих неизвестности, ожидания, крайне беспокойных и предусмотрительных, стремящихся во всем опекать детей, регламентировать их образ жизни, контролировать активность и выражение чувств и предохранять от воображаемых опасностей. Тогда тревожность - следствие того, что ребенок не может быть самим собой.
Общим для родителей, дети которых подвержены тикам, будет и комплекс гиперсоциализированных черт характера: повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, обязательности, не всегда оправданные настойчивость и упорство в отстаивании своего мнения в сочетании с бескомпромиссностью и излишней категоричностью суждений. Подобный тип характера ближе всего подходит к описанному в психологической литературе характеру людей типа "А": подчеркнуто честолюбивых и активных, ставящих во главу угла карьеру, признание и положение в обществе, ощущающих хронический дефицит времени и недостаточно уделяющих внимание своим эмоциональным проблемам. Они, испытывая сильный напор желаний и стремлений, находятся в состоянии постоянного внутреннего напряжения и спешки, не могут расслабиться и обычно расплачиваются за это головными болями и сердечно-сосудистой патологией. К тому же их отношение к детям отличается некоторой формальностью, большим количеством нравоучений при отсутствии живых и непосредственных контактов. Стремление как можно раньше сформировать у детей социальные навыки, односторонне повысить интеллектуальный уровень оборачивается лишением их спонтанных игр и эмоций, самостоятельного времяпрепровождения и необходимого общения со сверстниками, а также развитием тревожных опасений не успеть и сделать что-либо не так. В еще большей степени это усиливается занятиями музыкой и определением в дальнейшем в школу с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Заметим, что в таких школах детей с тиками намного больше, чем в обычных школах.
Отцов особенно раздражает "неприспособленность" сыновей, отсутствие, по их мнению, должной находчивости и сообразительности, а также то, что они чрезмерно эмоциональны, чувствительны и впечатлительны и к тому же добры и жалостливы. Побольше трезвости, расчета, рационализма при максимальном упрятывании чувств - вот кредо этих отцов, которому они подчас настойчиво и упорно следуют, педантично предопределяя привычки, интересы и образ жизни своих детей.
В сочетании с недостатком движений, частыми ограничениями и запретами подобное отношение родителей способствует возникновению непереносимого внутреннего напряжения как взрывоопасной смеси беспокойства и возбудимости. Искрой, воспламеняющей эту психическую смесь, может быть любой дополнительный психо-травмирующий и соматически ослабляющий фактор. Болезненное перенапряжение и возбуждение эмоционально регулирующих, а затем и моторных, еще недостаточно окрепших функциональных зон мозга распространяется по рефлекторным путям на мышцы, как место наименьшего сопротивления, и проявляется в виде их непроизвольных подергиваний - тиков. Другими словами, тики при неврозах - это психомоторные разряды внутреннего, главным образом психологически мотивированного, напряжения.
Во всех случаях дети с тиками не только не могут ждать, но и многое делают заранее, как бы предвосхищая неприятное для них развитие событий, неудачи и ошибки, крайне тяжело переносят столкновение с трудностями и препятствиями на своем пути. В значительной мере это следствие противоречивого развития их личности, наличия в ней контрастных, трудносовместимых сторон: эмоциональности и не по детски развитой рационализации чувств и желаний; импрессивного выражения чувств и холерического темперамента; выраженного самолюбия, чувства "я", напора чувств и желаний и отсутствия уверенности в себе, склонности к беспокойству.
В редких случаях тики могут продолжаться долго и проявляться сложными движениями: прыгающими, толчкообразными движениями рук или постоянными прикосновениями к чему-либо. Кроме этого, у некоторых лиц наблюдаются тики голосовых связок. Они проявляются непроизвольным лаем, свистом, повторением фраз и малопонятной речью. Речь идет о синдроме Туретта - наиболее тяжелых и известных своей печальной славой судорожных движений, которые возникают до 21 года. У лиц, страдающих синдромом Туретта, также могут отмечаться нарушения умственных способностей и явления гиперактивности. По данным научных исследований, синдром Туретта встречается только у 2 из 10 000 человек.
К другим сравнительно редким причинам тиков относятся заболевания щитовидной железы, шизофрения, повреждения головного мозга и злоупотребление некоторыми стимулирующими препаратами.
Тики весьма непростое явление и бороться с ними прямо практически невозможно. Вначале нужно определить исходный, нередко скрытый невротической и иной патологией темперамент ребенка, затем найти источники его нервности, на почве которой возникают тики, и лечить ее всеми доступными способами. Если мы имеем дело с тиками на почве органических нарушений или невропатии, то большую роль здесь следует отвести медикаментозному и общеукрепляющему лечению. Если речь идет о тиках при неврозах, лечить нужно невроз и использовать для этого главным образом медико-педагогическое и психотерапевтическое воздействие. Необходимо и проводить с родителями соответствующую разъяснительную работу с целью изменения их неправильного восприятия тиков как распущенности, баловства или упрямства и по возможности коррекции их излишне напряженных, а нередко и конфликтных отношений с детьми.
Следует помнить и о вероятности психологического заражения тиками в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это только в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Индуцированные тики легко снимаются внушением, но делать это нужно осторожно, помня о возможности последующего, повышения возбудимости. Чтобы этого не произошло, необходимо всем детям с тиками предоставить дополнительные возможности для эмоциональной и физической разрядки, играть с ними в подвижные, экспрессивно насыщенные игры. Мяч, скакалка, бег, прыжки, преодоление препятствий, лазанье и т.д. помогают не менее, а то и более других видов оказания помощи детям с тиками. Те же рекомендации можно дать и родителям в плане развития у детей не только активности, но и ловкости, и координации движений. Не нужно бояться временного возбуждения детей при игре и даже усиления тиков, как это считают некоторые родители. При регулярно проводимых играх и занятиях физической культурой возбудимость постепенно снижается и по мере укрепления ребенка исчезают и тики.
Желательно ограничь употребление сладкого. Определенное число родителей сообщают, что под влиянием кофеина и сахара-рафинада наблюдается усиление тиков у их детей. Поскольку ни сахар, ни кофеин не относятся к числу жизненно важных продуктов, лучше воздерживаться от их употребления.
Большинство людей с временными тиками обычно избавляются от них. Эти состояния часто проходят через год и не представляют такой опасности, как синдром Туретта, но с помощью таких препаратов, как галоперидол и пимозид, можно держать под контролем гиперкинезы и при это заболевании. Однако возможны побочные действия в виде сонливости, дрожи в руках и депрессии.
.
Главная страница |
|