Главная страница
ИМС НЕВРОНЕТ
>Библиотека
ИМС НЕВРОНЕТ
>Домашний доктор

Энциклопедия лекарственной безопасности/Сост. А. Соколов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 829 с
Книгу можно заказать наложенным платежем, прислав заказ по адресу: 103030, Москва, а/я 54, "Книга - почтой". Тел./факс: 926-5591, 926- 5592.

ВСТУПЛЕНИЕ

"Энциклопедия лекарственной безопасности" составлена на основе книги "Лучшие и худшие лекарства" (авторы: С. Вульф, Л. Сасич, Р.-Э. Хоуп, США), а также данных из других источников. Лекарственная безопасность - это не отказ от применения лекарств, а грамотное применение необходимого лекарства в нужный момент. Данная информация представлена для того, чтобы пациенту вместе с врачом было легче справиться с болезнью без негативных последствий и сохранить здоровье. Здесь уместно вспомнить высказывание Шопенгауэра: "Мое здоровье — это не все, но без здоровья все — это ничто".

Недавние американские исследования показали, что: 70% врачей, обслуживающих систему Medicare, провалили экзамен по лекарственной терапии лиц пожилого возраста - при назначении трех и более лекарственных средств 88% назначений содержали одну или более ошибок разной степени тяжести; 22% содержали ошибки, потенциально опасные для жизни пациента.

Конечно, в России такие исследования не проводились, но можно предположить, что наверняка такая проблема существует и у нас. Более того, при наших условиях очень часто не остается иного выбора, кроме изменения образа жизни. свежего воздуха и пр., особенно недоступны дорогие импортные лекарства, активно поддерживаемые рекламой. Поэтому главный фактор безопасности пациента в России в контексте данного американского исследования - низкий платежеспособный спрос, который и со стороны пациента, и со стороны врача противостоит обилию рекламных материалов, посвященных исключительно лекарственной терапии или "оздоровительной" парафармации.

По недавно опубликованным результатам американских общенациональных исследований, посвященным амбулаторному лечению детей и взрослых, дорогие и опасные в употреблении антибиотики постоянно назначаются в массовом порядке для терапии заболеваний, вызываемых совершенно нечувствительными к антибиотикам вирусами. 44% детей и 51% взрослых антибиотики назначались для лечения простудных заболеваний, несмотря на отсутствие данных об эффективности такого лечения.

В своем комментарии редактор журнала, опубликовавшего результаты данных исследований, пишет о том, что необходимо попытаться остановить эпидемию необоснованных назначений антибиотиков, и аргументирует это тем, что "возросло число случаев возникновения побочных эффектов на фоне минимальной эффективности лечения антибиотиками заболеваний, вызываемых совершенно нечувствительными к ним вирусами".

В России уже не первый год идет борьба за снижение частоты назначений антибиотиков и антимикробных препаратов (бисептол, бактрим, септрим) при вирусных простудах, ОРЗ. Безус ловно, количество необоснованных назначений антибиотиков за это время снизилось, тем более дорогих.

Основная тяжесть вины за ошибочное и избыточное назначение лекарственных средств ложится на фармацевтические компании, которые только в США продают лекарственных препаратов на сумму 80 миллиардов долларов в год. Они регистрируют большое количество препаратов, которые не имеют особых преимуществ перед ранее существовавшими лекарственными средствами и применение которых часто сопровождается опасными побочными эффектами.

Затрачивая более 12 миллиардов долларов в год на рекламу лекарств, фармацевтическая индустрия в погоне за прибылью извратила нормальный процесс регистрации и применения лекарственных препаратов. По результатам двух исследований, в ходе которых изучалось, насколько реклама лекарственных препаратов соответствует действительности, значительная часть информации, содержащейся в рекламе для врачей, вводит их в заблуждение или является ложной, что представляет собой нарушение нормативных актов FDA и закона о рекламе.

Наиболее агрессивная рекламная политика проводится в отношении не врачей, а пациентов. Было подсчитано, что за период с 1991 по 1998г. затраты на рекламу лекарственных препаратов, направленную на конечного потребителя, возросли с 60 миллионов до 1,5 миллиарда в год, т.е. в 25 раз за семь лет. Недавнее исследование, проведенное журналом союза потребителей Consumer Reports, показало, что из 28 рекламных объявлений лекарственных препаратов "только половина содержали важную информацию о побочных эффектах в основной части текста", только 40% "содержала правдивую информацию об эффективности и объективно отображали преимущества и недостатки препарата в основной части текста", 39% объявлений были найдены "скорее опасными, чем полезными".

Подобные рекламные кампании чрезвычайно успешны. Согласно информации, предоставленной самими фармацевтическими компаниями, "наблюдается устойчивая корреляция между затратами фармацевтических корпораций на рекламу,направленную на конечного потребителя, и тем набором лекарственных препаратов, которые пациенты чаще всего просят им назначить". Реклама "безусловно является движущим фактором, который приводит пациентов в кабинет врача и во многих случаях заставляет пациента просить врача назначить ему конкретное средство". По материалам The New England Journal Of Medicine, "в случае превалирования рекламы, направленной на конечного потребителя, использование препаратов рецептурного отпуска будет извращено рекламными объявлениями, содержащими информацию, вводящую пациента в заблуждение; выбор препарата или даже выбор врача будет зависеть от площади объявления или от времени показа ролика по телевидению, а не основываться на их достоинствах с точки зрения медицины... Такая реклама будет служить лишь коммерческим интересам и может нанести существенный ущерб здоровью нации".

Ну, тут все просто. И импортная, и отечественная реклама у нас ничуть не отличаются объективностью или достоверностью, однако на импортные лекарства не хватает денег у пациента, а у отечественных производителей очень часто не хватает денег на массированную рекламу. Поэтому, очевидно, россияне больше пользуются рекомендациями врачей и менее подвержены влиянию рекламы.

Управление по контролю над лекарственными средствами и пищевыми продуктами США (FDA) регистрирует столько лекарственных средств, сколько возможно; кульминация этого процесса пришлась на 1996 и 1997 гг., когда было зарегистрировано рекордное количество препаратов. Тысячи людей пострадали или даже скончались после приема одного из трех прошедших регистрацию в этот период препаратов, которые позднее были изъяты из продажи. Речь идет о дексфенфлюрамине - средстве для снижения массы тела, кардиотропном препарате мибефрадиле и анальгезирующем средстве бром-фенаке.

Сегодняшняя позиция FDA является самой про-промышленной за двадцать семь лет, в течение которых PSHRG контролирует работу FDA и фармацевтической индустрии. В дополнение к рекордному числу сомнительных препаратов, прошедших регистрацию за последнее время, контроль FDA за рекламой лекарственных средств не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Отделение FDA, в функции которого входит контролирование рекламы лекарственных средств рецептурного отпуска, не получает финансирования, достаточного для того, чтобы справиться с лавиной рекламы препаратов, прошедших регистрацию за последнее время. Как следствие, фармацевтические компании совершенно справедливо полагают, что они могут безнаказанно нарушать закон. Нельзя забывать и о роли конгресса, в результате законо-творческой деятельности которого FDA вынуждено регистрировать все больше и больше препаратов, а ее способность защитить потребителя ослабевает с каждым годом.

Даже хорошо финансируемая реклама лекарственных препаратов не имела бы такого эффекта, если бы не низкий уровень образования врачей в вопросах назначения лекарственных препаратов. Проблемы, связанные с ошибочным и избыточным назначением лекарственных препаратов, значительно усугубляются агрессивной рекламной политикой фармацевтических компаний.

Хорошие врачи, каких немало, не тратят свое время на разговоры с представителями фармацевтического бизнеса, выбрасывают в мусорную корзину рекламные брошюры и игнорируют рекламу лекарственных препаратов в медицинских журналах. Но существуют и другие врачи. В обмен на бесплатную еду, напитки и книги по медицине они позволяют себя "образовывать" на симпозиумах, на которых превозносятся до небес достоинства определенных препаратов. К сожалению, многие из этих врачей чересчур самонадеянны для того, чтобы осознавать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Большинство докторов после посещения подобных мероприятий увеличивают частоту назначения продвигаемых на них препаратов.

Помимо традиционной рекламной деятельности фармацевтических компаний необходимо отметить также и спонсирующиеся ими научные исследования, результаты которых публикуются в медицинских журналах, что также может способствовать формированию у врачей необъективного представления о том или ином препарате. Недавно был проведен анализ 56 спонсировавшихся фармацевтическими компаниями научных исследований, посвященных применению нестероидных противовоспалительных средств в терапии артритов и болевого синдрома. Результаты были опубликованы в 52 медицинских журналах (эти иследования составляют 85% всех исследований, проводившихся в данной области за изучаемый период времени). Едва ли в половине исследований, по результатам которых препарат компании-спонсора был признан более безопасным, чем другие препараты, приводилось удовлетворительное обоснование подобного вывода. Это объясняет тот факт, что новые противоартритные препараты почти всегда "безопаснее" ранее существовавших и обычно гораздо более дешевых лекарственных средств.

Некоторые фармацевты выполняют работу, которая, на наш взгляд, не совместима с понятием профессиональной этики. Они звонят врачам и предлагают перевести их пациентов с лекарственных средств одних фирм на препараты компаний, в которых работают эти фармацевты. В дополнение к этому, такие организации, как Американская ассоциация фармацевтов и некоторые другие, сделали все возможное, чтобы заставить FDA отказаться от требования снабжать каждый препарат, отпускаемый по рецепту, аннотацией с исчерпывающей информацией по данному лекарственному средству. Множество фармацевтов, несмотря на наличие у них компьютеров и обилие программ, определяющих фармакологическую совместимость лекарственных препаратов, осуществляют совместный отпуск препаратов, которые при одновременном приеме могут представлять серьезную угрозу для жизни. Шестнадцать из пятидесяти фармацевтов (32%) в Вашингтоне отпустили по одному рецепту эритромицин и терфенадин, не предупредив пациента, что их совместный прием может вызвать смертельно опасную аритмию. В другом исследовании около одной трети из 245 фармацевтов в семи городах не предупредили покупателей о потенциально смертельном взаимодействии между ГИСМАНАЛом (астемизолом) - антигистаминным препаратом и НИЗОРАЛом (кетоконазолом), часто назначающимся для лечения грибковых заболеваний. Только 4 из 17 фармацевтов предупредили покупателей о взаимодействии между оральными контрацептивами и рифампицином - антибиотиком, кото рый может снизить их эффективность. Только 3 из 61 фармацевта упомянули о взаимодействии между кап-топрилом и диазидом, в результате которого уровень калия в крови может подняться до опасно высокого уровня.

У нас кроме этих бед, например отпуска парацетамола во взрослой дозировке 3-летнему ребенку, есть еще одна - наши аптекари, стоящие за прилавком и в большинстве своем имеющие среднее образование, очень часто вмешиваются в схему лечения, назначенную врачом, изменяя ее. При этом, в отличие от врача, фармацевт не знает не только тонкостей болезни (хотя бы по учебникам), но и особенностей конкретного пациента, не знает его анализов, не может осмотреть и опросить его должным образом и т.д. Способ 100%-ной защиты - не покупайте препараты, не назначенные врачом, не заменяйте препарат на "похожий", не меняйте схему лечения, дозировки, время приема и др. без консультации врача.

Мы намеренно не комментировали и поэтому не сравнивали некоторые аспекты лекарственной безопасности в США и России. Такое сравнение было бы не всегда корректным по многим причинам, главной из которых является недостаточная изученность этой проблемы в России. "Энциклопедия лекарственной безопасности" призвана помочь как врачам в выполнении заповеди "не навреди", так и их пациентам, часто становящимся жертвами недобросовестной рекламы и неграмотных советов.

Главная страница


 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ