ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ, система нравственных норм, регулирующих все стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей конкретного общества, включает не только правила полового поведения людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи, касающиеся вопросов секса.
Половая мораль как социальное явление носит исторически изменчивый характер. В средневековой Европе официальная христианская мораль была аскетической и антисексуальной и осуждала не только "похоть", но и индивидуальную любовь. Со 2-го по 14-й век развивались сексуальные обычаи, опирающиеся на христианские представления об интимной жизни. Доктрина христианства навязывала идеи аскетизма, негативные установки относительно секса, тела, супружества, женщины (она рассматривалась как воплощение греха), запрещались сексуальные контакты, не имеющие своей целью зачатие, а также применение противозачаточных средств. Единственным оправданием половой жизни считалось продолжение рода в рамках церковного брака, при этом с тщательной регламентацией (наложен запрет на сношения по праздникам и постам, на наготу и т. д.). Осуждение сексуальных отношений существовало в течение долгого времени, хотя и в этот период имелись течения, одобряющие сексуальные наслаждения (например, в позднем средневековье получила распространение придворная форма любви, имеющая яркую эротическую окраску).
Эпоха Возрождения отвергла монашеский аскетизм и мораль воздержания и положила начало эротизации культуры. Произошла реабилитация тела, его всё свободнее стали изображать в живописи (в том числе запретные сюжеты, такие, как "Леда и лебедь" Рафаэля), отдавая должное телесным переживаниям, в том числе эротическим. Однако вскоре изображение наготы в природно-физиологическом ключе стало вызывать моральное и эстетическое осуждение. Наступает время господства репрессивной антисексуальной половой морали. Эпидемия сифилиса и страх перед этой болезнью, Реформация и Контрреформация возвратили Европе традиционное недоброжелательное отношение к сексу. В 16-18 вв. нагота вначале запрещается в общественных местах, а затем становится неприличной даже наедине с собой (отсюда появление различных видов ночной одежды), подавляются юношеские сексуальные желания, резко усиливается религиозное осуждение мастурбации, ужесточается цензура над речью (искореняются слова, выражающие телесные переживания). В 19 в. развивается несколько направлений в отношении к интимной жизни. При дворе французского короля расцветает новая придворная нравственность, свободная от запретов в сексуальном отношении, развиваются романтическое направление, пуританство, викторианизм и др. Одновременно насаждается двойной стандарт половой морали, проявляющийся в подавлении сексуальной активности женщины и терпимом отношении общества к проявлению мужской сексуальности (см. Двойная мораль).
Либерализация половой морали в 20 в. привела к радикальным сдвигам в сексуальном поведении людей. Произошло разграничение мужской и женской социальной роли, изменились брачно-семейные отношения (семья сведена к супружеской паре и её потомству, изменилась роль матери в семье, произошла интимизация внутрисемейных отношений и т. д.), глубокие перемены произошли в культуре (реабилитирован эротизм, расширились границы речевой пристойности, изменилось отношение к интимным эмоциям и т. д.). Быстро изменяются нормы сексуального поведения и соответствующие моральные установки. Сексуальные связи стали восприниматься как нормальные даже при отсутствии любви, что содействовало резкому увеличению добрачных связей. Возросла также сексуальная активность в браке, а кризис традиционных религиозных запретов и появление эффективных контрацептивов способствовали большему, чем прежде, отделению сексуально-эротических отношений от репродуктивной функции. Если репрессивная половая мораль являлась "прокрустовым ложем", регламентирующим половые отношения, то новая мораль расширила возможность выбора, дала право личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Однако либерализация половой морали в сочетании с низкой сексуальной культурой и отсутствием полового просвещения несёт и ряд серьёзных последствий (рост числа нежелательных беременностей, распространение венерических заболеваний, проституции, порнографии и т. д.). В условиях сокращения внешних запретов возрастает роль индивидуального самоконтроля и ответственности личности за свои решения.
|