Наше просвещение без запретов:

утром - медитация, вечером - интим

Новый виток набирает скандал об экспериментах на детях

Сначала бухнули в колокола медики: заканчивают школы сплошь ослабленные, абсолютно здоровых так мало, что это уже грозит стране настоящей катастрофой. Учебные перегрузки съедают остатки здоровья особенно у тех детей, которые прилежно исполняют все, что велят учителя. Словом, куда ни глянешь, кругом одни "ботаники" - чахлые и тоненькие, как стебельки. Сделав такие выводы, медики интеллигентно намекнули педагогам: пора-де подумать об оздоровлении детей, уменьшить нагрузки, увеличив занятия на воздухе. Педагоги все выслушали и ответили.

Как жить по науке

Вместо сокращения учебных предметов добавили к существующим еще один. "Даешь науку о здоровье!" - воскликнули наиболее начитанные из них и тут же вытащили из запасников труды некоего И. Брехмана, признав его основоположником науки, соответствующей моменту. Так на горизонте ослабленного широко шагающим прогрессом современного гомосапиенса появился очаровательный предмет под игривым названием "валеология". Ее отцы-основатели провозгласили, что предметом своим она избрала индивидуальное здоровье человека как категорию качества жизни.

Поначалу трудно было себе представить, что это за наука такая и что она может исследовать, какие выводы делать. Но потом все устроилось весьма удачно: в своеобразный научный миксер бросили разом анатомию, физиологию, психологию, биологию, генетику, педагогику, иммунологию, экологию, отчасти медицину, социологию, философию, демографию, культурологию, статистику и прочее, и прочее. Каждый валеолог старался не на жизнь, а на смерть, пытаясь обойти коллег, удивить мир нетривиальным подходом к формированию индивидуального здорового образа жизни. И удивляли, и тиражировали подходы немалыми масштабами, и внедряли, не ожидая развития научных, педагогических и методических основ новоявленной науки. Внедряли в школах, измученных детским нездоровьем, пытающихся самостоятельно оздоравливать своих питомцев, как Бог на душу положит: кто фитобары открывает, кто компьютерную диагностику заводит, кто всякие разные секции организует. Оздоравливание практическое тут же присоединяли к валеологии и как щитом прикрывались бедными школами-энтузиастами, поскольку более страстно и убедительно о проблемах здоровья детей никто, кроме учителей-практиков, не говорит. А потому их страстными монологами можно было довольно успешно обосновывать необходимость замечательной науки валеологии.

В этом был тонкий расчет. Кто в самом деле станет возражать против здоровья детей, кто тот смелый, кто будет утверждать, будто в школах не нужно учить детей тому, как быть здоровыми? То-то. Учить детей быть здоровыми нужно. Остановка за малым - кто тот человек, что придет в школу и этому научит? В условиях, когда в школах нет врачей, не хватает медсестер, психологи и те в достаточном количестве не наблюдаются, дефицит валеологических кадров тоже оказался чрезвычайно острым. Тем более что медикам изначально сказали: извините-подвиньтесь, мы, педагоги - сами с усами. И школы по-своему решили проблему.

Шаманов приглашали?

Валеологи претендуют на работу сразу в трех направлениях: с душой, телом и мировоззрением. А раз так, то почему нужно связываться только с традиционными науками, когда вокруг столько нетрадиционных? И хлынули в школы представители нетрадиционной медицины (а вместе с ними и представители нетрадиционных религий), экстрасенсы, психологи, йоги, гипнотизеры, предсказатели судеб, астрологи, шаманы, приверженцы оккультных наук, сектанты, специалисты по медитации, левитации, полетам в ноосферу и прочее, и прочее, и прочее. Все эти люди претендовали не только на обучение тела здоровью, они всерьез претендовали на душу и мировоззрение. Дело в том, что очень многие вещи человек постигает только тогда, когда в его душу приходит вера, когда меняется его сознание. Те, кто называл себя валеологами, претендовали на то, чтобы стать духовными наставниками.

Лет двадцать назад я побывала в його-центре под Бомбеем. Все было в том центре: и больница, и библиотека, и школа, где учеников (за большие деньги учились представители Европы, Америки, Азии, "заболевшие" йогой и мечтавшие постичь ее в полном объеме) натаскивали так, что для тех не было проблем встать на голову, завязать самих себя узлом, складывать руки-ноги самым диковинным образом. Помню, что меня и моих спутников чрезвычайно заинтересовала возможность мобилизации всех ресурсов организма для его оздоравливания. На что руководитель центра сказал: это сделать невозможно, не овладев философией и верой йогов, а это для европейца, а тем более для американца, весьма проблематично. Но проблематичное для взрослых людей, четко понимающих, что и зачем они делают, оказалось вдруг совсем не проблематичным для детей, с их еще не сформировавшимися психикой, сознанием, устремлениями, желаниями. Табу "Не навреди!" не срабатывало. Может, потому, что клятву Гиппократа, в отличие от медиков, педагоги не давали? Взрослые совершенно сознательно претендовали на душу и мировоззрение школьников и до поры до времени это, как ни странно, мало кого волновало. В том числе и родителей. Родителей нынче вообще предпочитают не информировать о том, что означают те или иные школьные инновации. И изумленные папы и мамы вдруг узнают, что их детей учат в школе медитировать, левитировать, путешествовать по ноосфере и прочее. Родители школе верят безгранично, и печальные открытия, которые они делают в последнее время, больно бьют по этой вере, не прибавляя школе ни авторитета, ни уважения. Впрочем, что требовать с родителей, когда и сами педагоги не совсем точно и не всегда могут определить, с чем и с кем имеют дело. Тем более что со временем у валеологии появились не только практики, но и теоретики. Помимо безвременно ушедшего в мир иной И. Брехмана, ныне стали широко известны Р. Айзман, Э. Вайнер, Г. Зайцев, Э. Казин, В. Казночеев, В. Касаткин, В. Колбанов, Г. Кураев, М. Лазарев, Ю. Лебедев, Л. Татарникова, Л. Филиппова и многие другие. Все эти люди много пишут, много публикуют, благо хватает теперь для этого частных издательств. Другой вопрос - откуда денежки берутся на эти издания, на развертывание научной и педагогической деятельности, но тайны тут никакой нет. Общеизвестно, что всегда находятся на Руси некие заморские фонды, которые финансируют все то, что извне поступает в нашу страну, особенно если это извне поступающее идет вразрез с исконными традициями, нравственными устоями и прочим. Так вот, окончательно глаза у общества открылись тогда, когда оно стало изучать всю эту замечательную литературу, научно обосновывающую валеологию.

Особенно поразил пятитомник "Валеология человека", собравший откровения академика В. Петленко, всерьез полагающего, что "цыганский опыт гадания и предсказания по руке... удивительно информативны". Теоретики валеологии преклоняются перед антропософией Штейнера, дианетикой Хаббарда, доктриной Порфирия Иванова, считавшего себя "Богом Земли" и даже воплощением Бога Отца на этой грешной земле. Самое, пожалуй, страшное не то, что детям сообщали некие знания, а то, что их пытались вовлечь в некую религиозную практику и это уже ни в какие ворота не лезло, ибо законом установлен светский характер школьного образования.

Тут наконец осознала роль валеологии в школе православная церковь и довольно резко выступила против. Но паровоз уже разогнался и остановить его довольно трудно. Хотя и сами валеологи уже начали понимать, насколько экстрасенсы, шаманы и оккультисты вместе с прочими сектантами порочат их новоявленную науку, а потому всерьез задумались о подготовке кадров, которые нельзя было бы упрекнуть в бесовщине.

Эксперимент на детях - с "высокого" одобрения

Как известно, педагогов у нас готовят в педуниверситетах и педвузах. Они-то и стали кузницами кадров валеологов. В 49 регионах педагогические учебные заведения имеют теперь лицензии на ведение подготовки по специальности 040700, или, проще говоря, по валеологии. "Добро" на это им дал головной педагогический вуз - Московский педагогический государственный университет, где первым проректором был нынешний первый заместитель министра образования Александр Федотович Киселев. В июне 1999 года А. Киселев уже в министерской должности подписал приказ "О создании Координационного научно-методического совета по проблемам валеологического образования". Возглавила совет заместитель министра Е. Чепурных. В обязанности совету вменяется определять концептуальные основы валеологического образования в России, проводить экспертизы научных работ, вырабатывать методические рекомендации по содержанию валеологического образования, изучать опыт и рекомендовать его в практическую школьную деятельность, координировать деятельность региональных структур по вопросам валеологического образования и многое другое. В составе совета - уже названные теоретики и практики валеологии: Р. Айзман, Э. Вайнер, В. Касаткин, В. Колбанов и прочие. Сами работают, сами экспертируют, сами утверждают, сами советуют, сами утверждают. Очень удобно, очень практично. Кстати, в состав совета входит и З. Любимова, профессор Московского педагогического государственного университета, с чьей легкой руки региональные вузы получали лицензии на введение подготовки специалистов-валеологов. Как говорил Остап Бендер, задумано конгениально. И не только задумано, но и воплощено.

Чему же учат студентов в педагогических вузах, какие программы существуют для того, чтобы будущие педагоги стали асами по формированию индивидуального здоровья детей и подростков? Даже беглое изучение программ позволяет обнаружить ту часть педагогического образования, которую стыдливо прикрывают психологией, гигиеной, анатомией и прочими рекрутированными в валеологию науками. Называется эта часть "Половым воспитанием детей". "Российская газета" уже писала о том, что проект, некогда называвшийся так, ныне переименован в проект "Основы здорового образа жизни", о том, что основные положения полового просвещения с успехом интегрируются в программы других предметов. Валеология - один из тех самых предметов. В этом убеждаешься, изучая в частности "Рабочую тетрадь для практических занятий по валеологии", рекомендованную Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов всех факультетов педагогических вузов, а также учителей - преподавателей курса в школах. Напомним, что по странному совпадению Координационный совет по валеологии возглавляет национальный координатор проекта "Полового воспитания детей" заместитель министра образования Е. Чепурных, а автором, составителем тетради среди других стал член совета, профессор Р. Айзман, возглавляющий в Новосибирском государственном университете ту самую кафедру анатомии, физиологии и валеологии, которая дала "добро" на ее печатание.

Сегодня, ребятишки, поговорим об извращениях

В этой тетради, которая должна помочь студентам стать валеологами-профессионалами, есть тема номер девять "Возрастные особенности желез внутренней секреции. Половое развитие и половое воспитание детей и подростков". В практической работе N 1 по этой теме "Определение степени полового созревания" есть табличка, перечисляющая степени полового созревания подростков, которые студенты должны изучать и, как явствует из рабочего пункта два, осматривать подростков, составляя формулы степени их полового созревания. Что характерно, признаки полового созревания в иных случаях наблюдать довольно сложно, ибо речь идет о сугубо интимных подробностях, но о том студентам "Рабочая тетрадь" даже не намекает. Зато в практической работе N 2 им предлагают с помощью анкетирования определить уровень знаний подростков о сфере отношений полов. Подростки должны ответить "верно" или "неверно" на целый ряд очень интересных вопросов: о половом созревании мальчика и девочки, о гомосексуализме, об использовании противозачаточных таблеток, внутриматочных контрацептивов, презервативов, проявить познания по части прерывания полового сношения для предупреждения беременности, заражения сифилисом, гонореей, хламидией. Проанкетировав подростков, студент должен сделать вывод о степени их осведомленности в этих вопросах.

Резонно заметить, что речь идет о взрослых людях - студентах, хотя они недалеко ушли от тех самых школьников, которых им без всякого стыда предстоит опрашивать о вещах довольно деликатных. Не говоря уже о неких осмотрах, которые непонятно как бедные студенты должны делать.

Подготовка студентов по валеологии вызывает резкий протест общественности и специалистов. Совсем недавно большая группа ученых, писателей, педагогов, медиков общественных и политических деятелей обратилась в Минобразование РФ с письмом, в котором они протестуют против издания учебников по валеологии, против преподавания этого курса в школах и вузах. Письмо подписали президент Российской академии медицинских наук В. Покровский, драматург В. Розов, писатель В. Распутин, директор Института мировой литературы им. А.М. Горького, член-корреспондент РАН Ф. Кузнецов, директор 141-й московской школы Л. Погодина и другие. Довольно резкую резолюцию по поводу преподавания валеологии приняли участники последних Рождественских чтений. Обращения и письма возымели действие: с 1 февраля, как сообщил министр образования В. Филиппов, подготовка валеологов в педагогических вузах закрыта. Так решила коллегия Минобразования. Министр считает, что этого предмета в школах в ближайшие десять лет не будет. И совершенно справедливо говорит о том, что здоровым образом жизни в учебных заведениях должны заниматься врачи, психологи, медсестры. Но на самом деле министр не волен (такие уж у нас законы) запретить преподавание валеологии в регионах и отдельных школах. Как свидетельствует заместитель министра Е. Чепурных, предмет валеология уже присутствует в учебных планах - региональных и школьных. Подготовка педагогов-валеологов закрыта и это значит, что в этом году приема на валеологические специальности не будет, но ведь вузы обязаны доучить тех, кто уже поступил на эти специальности в прошлые годы. А пока будут доучиваться принятые, валеологи будут бороться за отмену запрета Минобразования и тут уж бедному министру может всерьез не поздоровиться от этих ярых поборников здорового образа жизни.

Валеологи приходят в школы. Весь вопрос в том, с чем, с какими программами, с какими темами. Это легко можно узнать, обратившись, например, к труду одного из основоположников валеологии Г. Зайцева "Школьная валеология. Научное обоснование и программное обеспечение", который входит в перечень основной литературы некоторых весьма солидных программ по вузовскому курсу валеологии. (Впрочем, во многих программах предлагаются как основные для изучения и дополнительные - для общего развития труды таких известных по проекту "Половое воспитание подростков" авторов, как Кон, Каган, Фромм, Шнабель, и прочих).

По признанию Зайцева, при разработке валеологической концепции образования он опирался на идеи не только Брехмана, но и члена Координационного министерского совета заведующего кафедрой валеологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, профессора В. Колбанова. Что же предлагает ученикам различных классов Г. Зайцев, приводя в своем труде примерный учебный план? Ну, например, что, по его мнению, должны изучать ученики четвертого класса?

Четвероклассникам Зайцев предлагает "Уроки доктора Айболита: половое воспитание". В ходе этих уроков дети должны узнать: как размножаются животные, какие они имеют половые органы, как происходит спаривание. Учитель должен рассказать детям о строении наружных и внутренних женских и мужских половых органов, о периодах полового созревания мальчиков и девочек, о готовности девочек к деторождению, а мальчиков - к отцовству, о том, как происходит соитие, оплодотворение, как появляется на свет ребенок, что испытывает при родах женщина. Дети, еще толком не вышедшие из роли просто детей, должны при этом ответить на вопросы, какими женами и мужьями, какими мамами и папами будут. Для четвертого класса, что и говорить, весьма необходимые знания.

В восьмом классе автор программы уже не стесняется ничего. Ученики изучают половую принадлежность человека, особенности его полового созревания, полового возбуждения, включая мастурбацию, петтинг и прочее. Довольно подробно изучаются темы, посвященные сексуальным контактам, эротике, сексуальному поведению, сексуальным расстройствам, сексуальным отклонениям (включая гомосексуализм, проституцию, порнографию) и т.д.

В десятом классе дело, наконец, доходит до любви, семьи, здоровья женатого и холостого мужчины, замужней и незамужней женщины, формирования здоровья семьи. Но и тут отдана дань внебрачным половым связям, венерическим заболеваниям, сексуальному опыту, контрацептивной культуре и так далее и тому подобное.

Эротика - путь к здоровью?

Изучение этой и других программ наводит на мысль о том, не введена ли валеология для того, чтобы не мытьем, так катаньем ввести в школы половое и сексуальное воспитание. Во всяком случае очень на это похоже. Как говорили на недавнем заседании "круглого стола" педагоги, работающие в регионах, валеология, на их взгляд, используется как один из возможных путей проникновения полового просвещения в вузы и школы. Конечно, нельзя ставить знак равенства между валеологией и сексуальным просвещением, но, как считает, например, доцент Смоленского института искусств Елена Плотникова, сексуальное просвещение - та ложка дегтя, которая портит бочку меда валеологии, в результате чего многие рассматривают валеологию как информационное оружие, разрушающее традиционные российские ценности, нравственность Плотниковой вторит диакон Андрей Кураев, утверждающий, что при сексуальном просвещении в школе в том виде, в каком оно предлагается, учитель предлагает сыграть ребенку ту самую социальную роль, в какой тот пребывает, находясь с друзьями, и это очень плохо влияет на развитие ребенка, который в соответствии с отечественными культурными традициями должен играть несколько ролей: одну - с родителями, другую - с педагогами, третью - со сверстниками, потому что все это обогащает его мир.

Общество, родители, педагоги, религиозные деятели деятельно выступают против преподавания валеологии в вузах и школах. Валеологи же настаивают на своем и пытаются вопреки мнению оппонентов навязать преподавание предмета. Идет настоящая война, а пока она идет, никакой заботы о здоровье детей не будет. Если запретить валеологию нельзя, то можно во всяком случае оградить от нее вузы и школы, это вполне по силам тому же педагогическому сообществу. Главное, не разбазаривать деньги, которых и так в бюджете не хватает, не соблазняться теми средствами, которые предлагают различные фонды и общественные организации, в том числе зарубежные.

Пора всерьез поговорить о том, что здоровье детей - это прежде всего нормальное питание, занятия физкультурой и спортом, нормальный медицинский контроль, нормальная медицинская профилактика. Опыт школ показывает: там, где работают вместе врачи и педагоги, где медицинская грамотность и компетентность не подменяются ремесленническими потугами наспех и неизвестно как обученных специалистов, где у министра образования РФ находятся единомышленники, здоровье детей улучшается там.

Вот только, к сожалению в самом министерстве среди тех, кто решает, быть или не быть валеологии, единомышленников министру недостает. Во всяком случае, завершая заседание "круглого стола", заместитель министра Е. Чепурных ни словом не обмолвилась, что валеология не нужна, что министерство перестанет ее поддерживать. В качестве панацеи предложен пересмотр всей выпущенной литературы, лицензирование специальностей и программ по валеологии, оценка стандарта по валеологическому обучению. Координационный совет остается, но в него предполагают ввести представителей православной церкви. Валеологи уступают, чтобы потом, судя по всему, повести новое широкомасштабное наступление на вузы и школы. Понять их можно: многочисленным центрам, факультетам, кафедрам нужны деньги, а не доказав своей нужности и необходимости, финансирования не получишь. Видимо, долго еще мы будем наблюдать споры между валеологами и теми, кто считает их служителями лженауки. Пусть себе спорят, вот только пусть наши дети будут здоровы, пусть не коснутся их чистых душ новомодные теории, не прибавляющие ни физического, ни морального здоровья.

Виктория МОЛОДЦОВА